Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен рассуждает о возможных тактических схемах, которые команды могут использовать в Австралии, и о причинах, влияющих на их выбор…
Джеймс Аллен: «Гран При Австралии не всегда позволяет судить о том, какой будет расстановка сил в предстоящем сезоне, поскольку трасса, проложенная в Альберт-парке, по-своему уникальна: покрытие обеспечивает весьма невысокий уровень сцепления, а повороты нельзя считать типичными: ни на каких других автодромах Формулы 1 такие не встречаются.
В прошлом сезоне в Мельбурне победила Red Bull Racing, и, судя по результатам зимних тестов, она вновь будет в числе фаворитов первого этапа чемпионата, хотя McLaren тоже вполне конкурентоспособна.
Сильнее, чем в 2011-м, выглядят и Mercedes, и Lotus, тогда как у Ferrari на тестах были сложности, и пока неясно, насколько алые машины будут быстры в начале сезона. В середине пелотона борьба тоже обещает быть острой, и вполне вероятно, что результаты во многом будут зависеть от хорошо продуманных тактических схем, и от того, как эти планы будут реализованы.
Гонщики McLaren пять раз выигрывали Гран При Австралии, гонщики Ferrari – шесть раз.
За четыре последних года McLaren дважды побеждала в Альберт-парке, причем Дженсон Баттон тоже дважды праздновал успех (в 2009-м вместе с Brawn GP). Михаэль Шумахер одержал здесь четыре победы, Себастьян Феттель, Льюис Хэмилтон, Кими Райкконен и Фернандо Алонсо – по одной. Т.е. все шесть чемпионов мира, выступающих в Формуле 1 в этом году, выигрывали в Австралии.
Прогноз погоды
На субботу и воскресенье синоптики обещают теплую сухую погоду: температуры на уровне 21-22 градусов при 20-процентной вероятности дождя. Однако во время пятничных тренировок ожидаются грозы.
Возможное поведение шин
Pirelli выбрала для Мельбурна шины Soft и Medium. Итальянская компания начинает второй сезон в качестве монопольного поставщика резины для чемпионата мира, и в 2012-м году будет стремиться к тому, чтобы разные составы были ближе по характеристикам, чем в 2011-м. В прошлом году эта разница была слишком велика, и в результате на многих трассах команды использовали более быстрые шины на протяжении большей части дистанции и лишь незадолго до финиша переходили на жесткую резину.
В этом сезоне Pirelli хочет добиться, чтобы разница между составами были примерно на уровне 0,8 секунды, что позволит командам применять разнообразные тактические схемы и сделает гонки интереснее.
Итоги тестов наводят на мысль о том, что шины Soft и Medium слишком близки по скоростным параметрам: вероятно, в Альберт-парке разница между ними будет примерно 0,3 секунды.
Soft, возможно, выдерживает около 20-23 кругов, тогда как Medium позволяет проехать 22-25 кругов. Но первый отрезок гонки, когда машины стартуют с полными баками, будет короче.
В отличие от прошлого года новые задние шины лучше держат трассу, чем передние. Ресурс резины образца 2012-го года несколько больше, и падение скоростей не будет столь резким. Поскольку пятно контакта новых шин шире, то прогреваются они медленнее.
Как показывает практика, во время гонок в Альберт-парке шины часто гранулируются. Это связано с тем, что на австралийской трассе машины скользят по асфальту под влиянием высоких нагрузок, как боковых, так и продольных. Боковые нагрузки воздействуют в поворотах, продольные – при разгонах и торможениях.
Во многом это связано с температурой: если шины не прогреты до оптимального уровня, то резина менее податлива, и ее верхний слой может легко срываться с колеса.
Асфальт в Альберт-парке старый и при этом довольно ровный, фракции щебня в нем мелкие: именно такая гладкая поверхность вызывает эффект гранулирования, поскольку машина заметно скользит в поворотах.
Число и вероятное время пит-стопов
Исходя из всех этих соображений, а также учитывая информацию о поведении шин, собранную на тестах, можно ожидать, что команды изберут тактику двух пит-стопов. Хотя в прошлом году мы видели разнообразие тактических схем: среди гонщиков, финишировавших в первой семерке, один проехал дистанцию с единственным пит-стопом, двое трижды побывали в боксах, тогда как все трое призеров останавливались по два раза.
Некоторого преимущества может добиться пилот, стартующий на быстрой машине за пределами первой десятки, если он поставит жесткие шины и проведет в ходе гонки на один пит-стоп меньше. Именно так поступил в 2011-м Серхио Перес, стартовавший 13-м, но финишировавший седьмым.
Вероятность появления автомобиля безопасности
Вероятность выезда автомобиля безопасности на трассу в Альберт-парке составляет 57%. В среднем это происходило по 1,7 раза за гонку (в 2006-м сейфти-кар появлялся на трассе четыре раза)».
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com