После Гран При Бахрейна британский эксперт и журналист Джеймс Аллен подготовил стратегический обзор прошедшей гонки…
Джеймс Аллен: «В Бахрейне мы увидели ещё один пример плотной борьбы, в которой результаты часто определялись стратегией. Себастьян Феттель и Red Bull Racing стали четвёртыми победителями в четырёх прошедших Гран При, что доказывает не только близость результатов разных команд, но и важность разработки эффективной стратегии с учётом особенностей резины Pirelli. В четырёх первых гонках восемь пилотов побывали на подиуме – уже больше, чем за весь прошлый сезон.
Трасса в Бахрейне невероятно требовательна к резине – обилие поворотов и зон серьёзного торможения, температура асфальта около 40 градусов. Износ резины был высоким, особенно из-за температуры, но утром в воскресенье специалисты по стратегии сообщили, что не это станет проблемой. Теоретически можно было проехать всю дистанцию гонки на одном комплекте шин без риска их физического разрушения, но серьёзное ухудшение времени на круге начиналось примерно с 20 круга для Medium и с 14 круга на Soft.
Команды рассматривали варианты двух или трёх пит-стопов, но были готовы скорректировать свои действия и сменить резину, если время на круге ухудшится слишком серьёзно. Определённым преимуществом стало наличие у некоторых гонщиков сэкономленных в субботу свежих комплектов.
Перед стартом многие считали, что большинство пилотов проведёт гонку с тремя пит-стопами. Так и получилось, в первой десятке только Пол ди Реста проехал дистанцию с двумя сменами шин.
Lotus догоняет Red Bull
В гонке было много неожиданностей. К примеру – неудачные действия механиков в боксах McLaren, но интереснее всего оказалась борьба, которую гонщикам Lotus удалось навязать Red Bull Racing. Грожан и Райкконен легко опередили Уэббера, но Кими совсем немного не хватило, чтобы обогнать Феттеля в борьбе за победу.
Машины Lotus были эффективны во всех гонках этого сезона, но прежде команде не удавалось разработать верную стратегию. К примеру, в Китае они рассчитывали провести гонку с двумя сменами шин для Райкконена, но ошиблись при определении круга проведения пит-стопов, и в конце дистанции, на потерявшей эффективность резине, финн откатился со второго на 14-е место.
В Бахрейне у них всё получилось. Работа над стратегией гонки началась уже в квалификации, когда Кими проехал только один круг во второй сессии, сэкономив комплект мягких шин. В этот момент в Lotus допустили небольшую ошибку – они слишком рано выпустили Райкконена на трассу, когда состояние асфальта улучшалось с каждой минутой. В результате финн не смог пробиться в десятку.
В Lotus не планировали отказываться от финальной сессии, но в результате Кими сэкономил два новых комплекта мягкой резины и один новый комплект жесткой, всю гонку он провёл на новых шинах, имея при этом свободу выбора состава для старта.
Феттель, напротив – провёл квалификацию до конца и завоевал поул, использовав при этом всю свою резину, кроме одного свежего комплекта Medium. Он стартовал на прикатанных Soft.
Насколько большое преимущество получил Райкконен? Каждый новый комплект, по сравнению с прикатанным, позволяет отыграть около восьми секунд на одном отрезке. По мере износа результаты ухудшаются примерно на 0.3 секунды на круге, так что после трёх кругов во время квалификации прикатанный комплект уступал в скорости новому уже 0.7 секунды на круге.
В идеальной ситуации Кими имел теоретическое преимущество в 24 секунды, если бы не терял время в трафике или из-за ошибок. Он был близок к победе.
В Lotus выбрали Soft для первого отрезка, поскольку этот состав имеет более высокую рабочую температуру, а на свободных заездах в пятницу стало понятно, что Soft достаточно эффективен при большом количестве топлива.
Мы знаем, насколько важен хороший старт для реализации разработанной стратегии, и Райкконен хорошо стартовал, используя преимущество свежих шин – с 11-й позиции он поднялся на 7-ю, опередив Росберга и Переса. На третьем круге он допустил ошибку, позволив Массе выйти вперёд, через несколько кругов отыгрался, но за это время потерял около трёх секунд относительно графика Феттеля. Гораздо серьёзнее было то, что он повредил переднее антикрыло, и машина частично утратила прежнюю аэродинамическую эффективность, что привело к дополнительной потере времени на дистанции.
Благодаря более свежим шинам, Кими опередил Хэмилтона, у которого начались проблемы, и продлил первый отрезок гонки до 11 круга. Он обогнал Алонсо, Уэббера и Баттона, став одним из главных претендентов на победу.
На втором отрезке Райкконен вновь использовал новый Soft и был самым быстрым гонщиком на трассе, пока не догнал своего напарника. Возможно, именно в этот момент он потерял шанс на победу. Феттелю не удавалось отрываться, Грожан ехал на прикатанном комплекте Medium, а Райкконен терял время позади него. Если бы не эти четыре круга, на финальном пит-стопе он мог опередить Себастьяна, но когда Феттель получил на нём новый комплект Medium, у Кими уже не было преимущества новой резины, и ему пришлось согласиться на второе место.
Райкконен был расстроен после гонки. Он мог выиграть гонку, как и Перес в Малайзии. Команда разработала неплохую, но не идеальную стратегию. Возможно, если бы из боксов Lotus Грожана попросили пропустить напарника, всё могло закончиться иначе.
Шестое место Пола ди Ресты
Команда Force India, пропустившая одну из сессий уик-энда, добилась отличного результата с Полом ди Рестой, который проехал гонку с двумя пит-стопами и финишировал шестым, заявив после гонки, что для команды из средней группы эта позиция равнозначна победе.
В его случае планирование стратегии тоже началось ещё в квалификации, когда команда решила не выпускать гонщика на трассу в финальной сессии, чтобы сэкономить резину для гонки, зная, что он должен проехать дистанцию с двумя пит-стопами. В результате у Пола были три новых комплекта – два Soft и один Medium.
В идеале при подобной тактике нужно провести пит-стопы на 19 и 38 круге, но даже с новым комплектом шин на старте Пол смог проехать только 14 кругов, прежде чем потеря скорости из-за износа стала слишком существенной по сравнению с темпом гонщиков, выбравших три остановки. При этом он последним из первой десятки заехал в боксы.
Команда знала, что с изношенной резиной на последних кругах, Пол станет уязвим для атак соперников, но гонщик всё сделал верно, контролируя состояние шин и проезжая круги в высоком темпе. На старте он проиграл две позиции и потерял время позади машины Сенны, но перед первым пит-стопом на 14-м круге смог обогнать многих из тех, кто останавливался трижды, включая Росберга, с которым потом боролся на финальном отрезке.
Обычно гонщикам, выбравшим два пит-стопа, трафик мешает меньше, чем тем, кто выбрал три, но ди Реста всё же терял время в разных стадиях гонки, особенно на втором отрезке, на котором был быстрее многих из тех, что останавливались трижды, хотя ему нужно было проехать не 13, а 19 кругов. Именно из-за этих потерь, видимо, он и потерял возможность финишировать впереди Росберга.
На последнем отрезке из 24-х кругов Пол действительно был уязвим, но ему помог сход Баттона и недостаточная скорость Ferrari на прямых, не позволившая Алонсо выйти вперёд. Используя KERS во время атаки Фернандо на финишной прямой, он смог сохранить шестую позицию, добившись пока лучшего результата в Формуле 1.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com