Накануне шестого Гран При сезона британский аналитик Джеймс Аллен комментирует особенности трассы в Монако и факторы, способные повлиять на результат в этот уик-энд...
Джеймс Аллен: В этот уик-энд Формулу 1 ждёт этап в Монако – на легендарной трассе команды и гонщики особенно сильно нацелены на успех. В чем же секрет успешного выступления в княжестве? Мы видели, что в Барселоне ключевыми факторами стали эффективная стратегия, сэкономленные в субботу свежие комплекты шин и верное решение Williams о времени проведения второго пит-стопа для Пастора Мальдонадо. Какой же подход команды могут использовать в Монако?
По традиции в Монако крайне сложно обгонять – это худшее место с точки зрения борьбы за позицию. На узкой трассе, окруженной барьерами, крайне сложно подобраться к сопернику на дистанцию атаки. Единственное место – шикана после туннеля, в котором гонщикам нужно соблюдать осторожность – вне траектории в туннеле асфальт очень грязный – там много пыли и фрагментов резины.
Разработать эффективную стратегию в Монако непросто, учитывая высокую (71%) вероятность выезда автомобиля безопасности.
Особенности трассы
Монте-Карло. Длина круга: 3.34 км. Кругов: 78. Дистанция гонки: 260.52 км. 19 поворотов. Средняя скорость: 160 км/ч – самая низкая в календаре.
Аэродинамика настраивается на максимальную прижимную силу. Максимальная скорость – 295 км/ч с DRS и 285 км/ч без неё.
С полностью нажатой педалью газа проходится 45% дистанции круга (самый низкий показатель в календаре). Для прохождения дистанции гонки требуется 120 кг топлива (очень мало). Потребление топлива на круге – 1.55 кг (очень мало).
13 зон торможения. Время на торможении: 12% дистанции круга (много). Износ тормозов: средний. 48 переключений передач на круге. Потеря времени на пит-стопе: 20 секунд. Время проведения пит-стопа: 25 секунд. Дополнительные 10 кг топлива приводят к потере около 0.28 секунды на круге (очень мало).
Трасса в Монако уникальна и не отражает расстановки сил на других трассах в календаре.
Расстановка сил
Гран При Монако – шестой этап чемпионата мира 2012 года. Критически важную роль имеет квалификация, несмотря на влияние износа шин Pirelli. В этом году мы увидели пять разных победителей из пяти разных команд (впервые с 1983 года), но четыре раза из пяти победитель стартовал с первого ряда, а в трёх гонках победу одержал гонщик, лидировавший по итогам первого круга.
Машины, которым подходит трасса в Монако, обладают большой прижимной силой и хорошей динамикой разгона из медленных поворотов. В Барселоне машины Williams были очень конкурентоспособны на третьем секторе, что обычно служит хорошим индикатором эффективности в Монако. У Lotus высокая динамика разгона, а у Ferrari с этим проблемы. Лучшая машина в квалификации у McLaren – команда завоевала три поула в пяти гонках, хотя один из них был аннулирован по решению стюардов.
Монако требует специфичной техники пилотирования, на этой трассе мастерство гонщика имеет большое значение. Феттель выиграл эту гонку в прошлом году, но здесь побеждали Райкконен, Баттон, Хэмилтон, Алонсо, Шумахер и Уэббер.
Прогноз погоды
Прогноз на день гонки обещает температуру воздуха около +21 градуса с небольшой вероятностью дождя, но в субботу осадки возможны. Впрочем, в прибрежной зоне дождь может начаться в любой момент.
Шины и другие факторы
Компания Pirelli выбрала составы Soft и SuperSoft. Износ в Монако невелик, здесь гладкий асфальт и нет скоростных поворотов.
Впервые в этом году гонщики будут использовать состав SuperSoft, который почти не изменился по сравнению с 2011-м. Сам состав остался прежним, но немного изменился конструктив – в Pirelli скорректировали профиль, увеличив плечо шины, чтобы уменьшить эффект пузырения. В прошлом году этот состав выдержал около 15-16 кругов на первом отрезке, потом потребовалась замена.
Состав Soft использовался во всех гонках этого сезона. Разница между составами, как ожидается, составит около 0.6 секунды в квалификации и немного меньше в гонке.
В прошлом году Себастьян Феттель провёл гонку с одним пит-стопом, проехав 56 кругов на комплекте Soft. Возможно, некоторые команды будут использовать именно такой вариант.
Число и вероятное время проведения пит-стопов
В прошлом году гонщики первой тройки на финише использовали три разных варианта. Феттель побывал в боксах один раз, Алонсо – два, Баттон – три. Все они стартовали на более мягкой резине и финишировали на более жесткой, применив на дистанции три разных сценария использования шин.
Вероятно, в этом году разница во времени прохождения круга сократится, поэтому большинство выберет две остановки, а варианты с одним или тремя пит-стопами станут исключением. Пит-лейн в Монако длинный и медленный, проведение пит-стопа займёт около 25-26 секунд, что станет ещё одним аргументом для выбора меньшего числа остановок.
Разница в скорости между двумя составами сликов приведёт к тому, что в квалификации команды будут использовать SuperSoft на решающем круге. В гонке те, кто выбрал два пит-стопа, вероятнее всего, проедут после стартового два отрезка на Soft, а те, кто выбрал три – два на Soft и один на SuperSoft.
Гонщики первой десятки будут стартовать на SuperSoft, продолжительность стартового отрезка до критического износа шин и станет определяющим фактором при выборе итоговой стратегии.
Потеря времени на первых кругах в Монако всегда очень велика. На узкой трассе пилоты, стартующие в последней трети пелетона, порой проигрывают двадцать секунд лидеру, едущему по свободной трассе.
Вероятность выезда машины безопасности
Вероятность выезда машины безопасности в Монако велика – 71%, если она появится на трассе в нужный для команды момент, это может серьёзно улучшить ситуацию, или ухудшить, если момент окажется неудачным – как произошло в прошлом году с Баттоном, выбравшим непростую для реализации тактику трёх пит-стопов.
Как стартовали гонщики
Отрезок до первого поворота в Монако короткий, там всегда напряженная и несколько хаотичная борьба, а первый поворот Сан-Дево гонщики проходят друг за другом – две машины не помещаются. В прошлом году произошло шесть перестановок в первой десятке.
Если говорить о статистике стартов, то лучший показатель по отыгранным позициям у Фелипе Массы.
С начала сезона гонщики отыграли или проиграли на старте | |
+ 21 позиция | Масса |
+ 15 позиций | Ковалайнен |
+ 13 позиций | Алонсо, Глок |
+ 11 позиций | Райкконен |
+ 8 позиций | Мальдонадо, Перес |
+ 7 позиций | Шумахер |
+ 6 позиций | Кобаяши, Сенна, Вернь |
+ 5 позиций | Хэмилтон |
+ 3 позиции | Баттон |
+ 2 позиции | Картикеян |
+ 1 позиция | Росберг, ди Реста, Петров |
- 1 позиция | Грожан, Феттель |
- 3 позиции | де ла Роса |
- 5 позиций | Хюлкенберг |
- 7 позиций | Уэббер |
- 13 позиций | Риккардо |
В АВСТРАЛИИ СЕННА, РИККАРДО И ХЮЛКЕНБЕРГ СТАЛИ УЧАСТНИКАМИ ИНЦИДЕНТА НА ПЕРВОМ КРУГЕ. В МАЛАЙЗИИ ШУМАХЕР И ГРОЖАН СТОЛКНУЛИСЬ НА ПЕРВОМ КРУГЕ, А СЕННА И ПЕРЕС ОТПРАВИЛИСЬ В БОКСЫ ЗА ДОЖДЕВОЙ РЕЗИНОЙ. В БАРСЕЛОНЕ ПОСЛЕ ПРОКОЛА НА ПЕРВОМ КРУГЕ ПЕРЕС ОКАЗАЛСЯ В ХВОСТЕ ПЕЛОТОНА.
Чемпионат по работе в боксах
Верная тактика – это здорово, но не менее важна оперативная работа механиков при смене колес, и мы видели, как многим командам удавалось обслужить машину меньше, чем за 2.5 секунды. Стабильнее всех в этом году работают механики Ferrari. Результаты очень плотные, в Барселоне четыре лучших команды по этому показателю разделили всего четыре десятых.
В таблице указаны лучшие результаты проведения пит-стопов в Барселоне – от въезда до выезда с пит-лейн. В скобках указана прошлогодняя позиция. Любопытно, что в Force India проводят пит-стопы лучше, чем позиция команды в Кубке конструкторов, да и в Lotus добились серьёзного прогресса, поднявшись с восьмой строчки на третью. В Испании механики Marussia отработали лучше, чем в Caterham.
Команда | Время проведения пит-стопа |
1. Ferrari | 19.456 (3) |
2. Red Bull | 19.624 (1) |
3. Lotus | 19.777 (8) |
4. Force India | 19.867 (4) |
5. McLaren | 19.888 (5) |
6. Mercedes, Toro Rosso | 20.059 (1), 20.059 (6) |
8. Williams | 20.218 (7) |
9. Sauber | 20.381 (9) |
10. Marussia | 20.669 (12) |
11. Caterham | 21.275 (10) |
12. HRT | 21.471 (11) |
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com