Гран При Монако – уникальная гонка, где пилотам и машинам приходится сталкиваться со сложностями, нехарактерными для других трасс. Особенности городской трассы требуют от гонщиков максимального мастерства, а командам приходится преодолевать ряд технических сложностей. Гэри Андерсон, бывший конструктор машин Формулы 1, а ныне технический эксперт ВВС, прокомментировал ситуацию…
Гонщики
«Плавательный бассейн» – один из самых сложных секторов, и здесь хорошо видно, сколь искусен тот или иной гонщик, и какие машины лучше всего работают на трассе в Монако.
Сектор состоит из двух отдельных шикан: очень быстрой связки левого и правого поворотов, которые преодолеваются на скорости 240 км/час, и комбинации правого и левого поворотов, где скорости намного ниже.
Сначала речь пойдет о первой связке: рассмотрим по очереди левый, а потом правый поворот.
На входе в шикану можно видеть, как машины скользят под углом в 4 – 5 градусов к направлению движения: шины надо заставить скользить под этим углом, чтобы генерировать необходимое сцепление с асфальтом. Со стороны кажется, что машина испытывает недостаточную и избыточную поворачиваемость одновременно, но на самом деле это не так.
Хорошие машины позволяют скользить под таким углом, не теряя стабильности, используя инерцию поворота корпуса вокруг вертикальной оси, чтобы преодолеть вторую часть первой шиканы – правый поворот.
Если гонщику удается достаточно долго держать руль повернутым влево, до того момента, когда надо будет поворачивать его вправо, он сможет использовать инерцию задней части шасси, чтобы заставить машину повернуть, поскольку она всегда стремится вернуться в изначальное положение. За счет атаки левого поребрика можно пройти правый поворот еще более эффективно.
В четверг некоторые машины отличались неплохим балансом при прохождении этой шиканы, и гонщики достаточно уверенно удерживали машины в скольжении вплоть до того момента, когда надо было начинать вход в правый поворот. Некоторым это не удавалось.
Но если гонщику сначала приходится выправлять машину, поскольку она стремится сорваться в занос, и только затем поворачивать, он теряет это скольжение и должен вызвать его снова.
В этом случае второй поворот пройти уже сложнее, тогда как для лучших машин это не более чем быстрый извив.
Например, в четверг Ferrari Фернандо Алонсо отличалась слегка повышенной избыточной поворачиваемостью. Но для него это лучше, чем поворачиваемость недостаточная, и испанец вполне справлялся с ситуацией.
А вот машины Toro Rosso вообще не могли проходить повороты в таком скольжении, поскольку в их случае избыточная поворачиваемость была просто чрезмерной.
Зато Пастор Мальдонадо на Williams и Роман Грожан на Lotus смотрелись очень уверенно: задняя часть шасси начинала смещаться, но в целом их машины не обнаруживали нервного поведения.
Вторая шикана “Плавательного бассейна” интересна по другим причинам.
Здесь отбойники находятся совсем близко к апексу, чиркнуть по ним очень легко, и тогда машину отбросит поперек трассы. Но гонщики должны проезжать предельно близко к барьерам, чтобы проехать следующий, левый поворот по максимально пологой траектории.
Разберем работу Алонсо: сначала его машина проявляла недостаточную поворачиваемость, и он промахивался мимо апекса. После двух-трех кругов он начинал поворачивать руль рано, причем, занимая траекторию, которая бы привела к удару о внутренний отбойник.
После этого, отпуская тормоза, он ставил руль прямо, а в момент, когда передние колеса вновь вцеплялись в трассу, поворачивал вновь, чтобы занять правильную траекторию для прохождения левого поворота – и все это в фазе торможения.
Дело в том, что шины Pirelli не любят, когда торможение происходит одновременно с поворотом: как только они начинают скользить, сцепление с трассой не восстанавливается, пока гонщик не предпримет какие-то меры. И только после этого можно вновь работать рулем и тормозами.
А вот напарник Алонсо, Фелипе Масса, наоборот, входил в правый поворот, и на всем его протяжении машина проявляла недостаточную поворачиваемость, означавшую, что перед левым поворотом гонщик окажется на неправильной траектории.
И вновь очень хорошо справлялись с этой шиканой Грожан и Мальдонадо: можно предположить, что они покажут в Монако хорошие результаты.
Проблемы с видимостью
В кокпите машины Формулы 1 гонщик сидит очень низко: такую посадку диктует и аэродинамика, и требования регламента. Как правило, ничего страшного, если пилоты неважно видят трассу, но в Монако, где отбойники находятся очень близко, это чревато проблемами.
На быстром квалификационном круге пилот проезжает примерно на 5 см ближе к барьерам, чем в ходе гонки: без этого хороший результат не показать.
Но если гонщик плохо видит трассу, он не может действовать с предельной точностью и будет меньше рисковать. Поэтому, готовясь к Монако, гонщики часто поднимают положение сиденья.
Например, так поступает Себастьян Феттель, хотя Льюису Хэмилтону это делать не приходится.