Накануне одиннадцатого Гран При сезона британский аналитик Джеймс Аллен комментирует особенности Хунгароринга и факторы, способные повлиять на результат в этот уик-энд...
Выбор компанией Pirelli составов Medium и Soft для венгерской трассы, а не Soft и SuperSoft, как в прошлом году, был консервативным и удивил представителей многих команд, машинам которых больше подходит SuperSoft.
В Pirelli объясняют это тем, что Medium эффективнее работает при более низких температурах, как в прошлом году, но он и больше подходит отдельным командам. Возможно, кто-то из них лоббировал свои интересы.
Вероятно, оптимальной стратегией в гонке станут два пит-стопа. Интересно понять, останется ли Medium самым эффективным составом в гонке, как это произошло в Германии?
Особенности трассы
Хунгароринг. Длина круга: 4381 метр. Кругов: 70. Дистанция гонки: 306.630 км. 14 поворотов. Средняя скорость: 196 км/ч (самая низкая для стационарных трасс в календаре). Аэродинамика настраивается на высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость: 310 км/ч с DRS и 291 км/ч без неё.
С полностью нажатой педалью газа проходится 55% дистанции (низкое значение). На дистанцию гонки требуется 150 кг топлива (среднее/высокое значение). Потребление топлива на одном круге: 2.11 кг (среднее значение). Дистанция, проходимая на торможении: 14 % круга. Зон торможения: 11. Износ тормозов: Высокий.
Потеря времени на пит-стопе: 15 секунд (среднее/низкое значение). Время проведения пит-стопа: 19 секунд. Дополнительные 10 кг топлива приводят к потере 0.35 секунды на круге (высокое значение).
Хунгароринг редко используется для гонок, обычно в начале уик-энда сцепление с трассой оставляет желать лучшего, но потом ситуация улучшается. Из-за этого, в пятницу легко сделать ошибочные выводы по поводу эффективности шин, так что реальная работа с настройками и планирование стратегии гонки возможна лишь во время часовой субботней сессии свободных заездов.
Конфигурация – напряженная и извилистая, на асфальте много кочек. Это медленная и техничная трасса, предъявляющая высокие требования к физическим кондициям гонщиков, которые постоянно находятся в зонах торможения и поворотах, не имея возможности отдохнуть, кроме как на главной прямой. Торможения не слишком сильные, но износ тормозов велик из-за того, что они не успевают остыть.
На Хунгароринге крайне важно хорошо стартовать, поскольку во втором и третьем повороте пелотон обычно уже растягивается. Отрезок от стартового поля до первого поворота достаточно длинный – около четырёхсот метров.
Система KERS будет важна на старте, но в гонке её эффективность невелика – на Хунгароринге нет достаточного количества серьёзных торможений, поэтому перезарядить батареи KERS на одном круге очень непросто.
Расстановка сил
Гран При Венгрии – одиннадцатый этап чемпионата мира, открывающий вторую половину сезона.
В середине сезона в Red Bull Racing добились серьёзного прогресса, получив преимущество в квалификациях и гонках. Машина серьёзно прибавила в эффективности прохождения медленных поворотов, что должно помочь на Хунгароринге. Однако, их находки при составлении картографии двигателя попали под запрет – интересно понять, скажется ли это на скорости.
Венгерская трасса подходит и машинам Ferrari, а McLaren и Lotus более конкурентоспособны на трассах со среднескоростными и быстрыми поворотами, и на более мягких составах резины.
Хэмилтон и Баттон дважды побеждали на Хунгароринге, Алонсо выиграл здесь в 2003-м, Райкконен – в 2005-м, Ковалайнен – в 2008-м и Уэббер в 2010-м. У Шумахера четыре победы на этой трассе.
Прогноз погоды
Прогноз обещает температуру в районе 27-28 градусов, но возможны грозы, и вновь есть риск осадков во время пятничных свободных заездов – в третьем Гран При подряд!
Шины и другие факторы
Седьмой раз за сезон компания Pirelli выбрала составы Medium (с белой маркировкой) и Soft (с желтой маркировкой). Мы уже говорили, что на этот раз выбор оказался весьма консервативным и удивил команды, которые надеялись получить преимущество за счёт состава SuperSoft, использовавшегося в прошлом году.
Очень вероятно, что команды проведут два пит-стопа. Ожидаемая продолжительность работы шин Medium – 29 кругов, Soft – 22 круга, разница в скорости между ними оценивается в 0.3-0.5 секунды на круге, но после определённого момента состав Medium становится более эффективным на длинной серии кругов. Первый пит-стоп произойдёт в районе 17 круга. Многие специалисты по стратегии считают, что ситуация будет примерно такой же, как в Германии.
В Хунгароринге велика нагрузка на передние шины, отчасти из-за характеристик поворотов, отчасти из-за смещенного вперёд баланса машин. В прошлом обгонять на венгерской трассе было крайне сложно, но зона использования DRS на главной прямой, как и в прошлом году, должна помочь гонщикам в борьбе за позицию.
Число и вероятное время проведения пит-стопов
Время, необходимое для проведения пит-стопа, на венгерской трассе относительно невелико – около 15-ти секунд, а износ шин, несмотря на жаркую погоду, должен быть небольшим, поэтому в этот уик-энд большинство гонщиков проедут дистанцию с двумя пит-стопами. Вероятно, многие будут использовать Soft на первом отрезке, а Medium – на двух остальных.
Вероятность выезда автомобиля безопасности
Автомобиль безопасности редко покидает пит-лейн на Хунгароринге, вероятность выезда – лишь 20%. За последние семь лет это происходило два раза.
Как стартовали гонщики
Стартовый отрезок имеет ключевое значение для реализации стратегии гонки. Выигрыш позиций увеличивает свободу действий команды, а в случае их потери число вариантов сокращается и гонщикам приходится использовать более агрессивный подход, чтобы отыграться.
Если говорить о статистике стартов, то лучший показатель по отыгранным позициям у Фелипе Массы…
С начала сезона гонщики отыграли или проиграли на старте | |
+ 27 позиций | Масса ****** |
+ 22 позиции | Глок |
+ 18 позиций | Перес *** |
+ 17 позиций | Алонсо |
+ 15 позиций | Вернь, Ковалайнен |
+ 14 позиций | Сенна * ****** |
+ 12 позиций | Райкконен, Пик |
+ 11 позиций | Кобаяши **** |
+ 9 позиций | Картикеян, Мальдонадо **** |
+ 5 позиций | ди Реста *****, Шумахер ** |
+ 4 позиции | Хэмилтон |
+ 2 позиции | де ла Роса **** |
+ 1 позиция | Баттон, Петров *****, Феттель |
- 1 позиция | Хюлкенберг |
- 3 позиции | Грожан ** **** ******, Росберг |
- 4 позиции | Уэббер |
- 18 позиций | Риккардо * |
* в Австралии Сенна, Риккардо и Хюлкенберг стали участниками инцидента на первом круге.
** в Малайзии Шумахер и Грожан столкнулись на первом круге, а Сенна и Перес отправились в боксы за дождевой резиной.
*** в Барселоне после прокола на первом круге Перес оказался в хвосте пелотона.
**** в Монако Грожан, Мальдонадо, Кобаяши и де ла Роса стали участниками инцидента на первом круге.
***** в Сильверстоуне Петров не стартовал, а ди Реста выбыл после инцидента на первом круге.
****** в Германии Масса, Сенна и Грожан после инцидентов на первом круге откатились в хвост пелотона.
Чемпионат по работе в боксах
Верная тактика – это важно, как важна и оперативная работа механиков при смене колес, и мы видели, как многим командам удаётся обслужить машину меньше, чем за 2.5 секунды.
В таблице указаны лучшие результаты проведения пит-стопов в Хоккенхайме (в скобках – позиция в этом рейтинге в Сильверстоуне), по которым очевиден прогресс McLaren. Команда проделала очень серьёзную работу и в Германии провела рекордно короткий пит-стоп, обслужив машину за 2.31 секунды. Механики Marussia вновь отработали лучше, чем представители многих более опытных команд.
Команда | Время проведения пит-стопа |
1. McLaren | 2.31 сек (1) |
2. Red Bull | 2.76 сек (3) |
3. Ferrari | 3.04 сек (2) |
4. Lotus | 3.21 сек (7) |
5. Marussia | 3.30 сек (6) |
6. Mercedes | 3.37 сек (4) |
7. Force India | 3.37 сек (8) |
8. Toro Rosso | 3.46 сек (9) |
9. Williams | 3.55 сек (10) |
10. Sauber | 3.62 сек (5) |
11. Caterham | 3.80 сек (11) |
12. HRT | 4.66 сек (12) |
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com