Экс-пилот Toro Rosso Хайме Альгерсуари подвел итоги первой половины сезона в своей традиционной колонке на сайте BBC Sport.
Хайме Альгерсуари: «В Формуле 1 только что начался летний перерыв, но через месяц сезон возобновится в Бельгии, и нас ждет еще девять напряженных Гран При. Первая половина чемпионата складывалась великолепно: отрывы оказались минимальными, и даже те команды, которые обычно считались середняками, в частности Williams, Sauber, Force India, старались навязать борьбу лидерам – Ferrari, McLaren и Red Bull Racing.
В разных Гран При сильнейшими оказывались разные команды и разные гонщики, поэтому в начале гоночного уик-энда и даже после квалификации не всегда можно было точно сказать, кто выиграет гонку.
Как и ожидалось, по ходу сезона крупные команды завоевали лидерство в чемпионате, хотя они не всегда боролись за победу. Именно у них больше всего ресурсов на доработку машин, но ни одна не добилась столь крупного успеха, как Ferrari. В начале сезона она уступала соперникам по меньшей мере полторы секунды, но невероятно быстро прогрессировала, совершенствуя аэродинамику и работая над механическими аспектами, а Фернандо Алонсо великолепно проводил гонки. В итоге он возглавил личный зачет, после Гран При Венгрии увеличив свое преимущество до 40 очков.
Даже когда казалось, что ситуация складывалась не лучшим образом для Фернандо и Ferrari, он продолжал бороться, стабильно зарабатывал очки и не допускал ошибок. Обладая не самой быстрой машиной, он сохранял хладнокровие и максимально выкладывался на трассе. Это принесло свои плоды.
Тем временем, в Red Bull Racing по-прежнему стараются раскрыть потенциал своей машины. Мне кажется, именно поэтому они столько раз вступали в спор с FIA по разным технологическим вопросам: отверстия в днище, картография моторов и т.д. В этом году у них возникло больше проблем, чем за предыдущие два сезона, но их машина остается одной из лучших в пелотоне и представляет серьезную угрозу соперникам.
McLaren, особенно когда ее пилотирует Льюис Хэмилтон, остается самой быстрой в квалификации, а Lotus все ближе к первой победе. Столь плотная борьба делает гонки еще более интересными. Я с большим удовольствием их комментировал на ВВС, ведь никогда нельзя было предсказать, что может произойти.
Эта непредсказуемость – заслуга FIA: она старается сделать борьбу между командами более честной и помогает тем, кто не располагает большим бюджетом. Всё это стало возможно за счет запрета работы над машиной в тех областях, которые требуют огромных финансовых вложений – например, особенностью 2009 года был двойной диффузор, на следующий год появился воздуховод, которым управляет гонщик, а в прошлом сезоне – "выдувные" диффузоры.
В этом году по-прежнему можно отыграть немного времени за счет использования энергии выхлопных газов, однако надо увеличивать прижимную силу более привычным способом и добиваться максимальной эффективности от резины. Это упростило работу менее крупных команд и выровняло скорость. Тем не менее, топ-команды сохранили преимущество и, мне кажется, будут постепенно увеличивать его по ходу сезона.
Как только скорость машин более или менее выровнялась, гонщики стали играть более важную роль, и это одна из причин, по которой Фернандо Алонсо лидирует в чемпионате. Ему помогает то, насколько эффективно Ferrari дорабатывает машину.
В первой гонке F2012 оказалась настолько медленной, что я решил: с точки зрения борьбы за победу в чемпионате сезон для Ferrari закончился. В тот момент мне казалось, что титул разыграют между собой McLaren и Red Bull Racing, но Скудерия добилась заметного прогресса. Она увеличила прижимную силу, сделала разгон более эффективным и повысила максимальную скорость. У команды по-прежнему не самая лучшая машина, но она может ехать примерно в одном темпе с соперниками. Кроме того, в Ferrari хороший гонщик.
Я никогда не видел подобного сезона в исполнении Фернандо Алонсо – его выступления производят неизгладимое впечатление. Сложно поверить, что гонщик, который начал год на столь медленной машине, за девять этапов до конца сезона лидирует в личном зачете с преимуществом в 40 очков.
Казалось, Ferrari не столь конкурентоспособна в Венгрии, но Хунгароринг – уникальная трасса. Несмотря на проблемы, Алонсо финишировал пятым, хотя мог бы занять восьмое или девятое место. Именно так складывается для него сезон. Он считает пятое место неудачным результатом, хотя остальные гонщики были бы очень рады заработать 10 очков за пятую позицию.
Мне кажется, Фернандо выиграет титул, если продолжит выступать на том же уровне, а я не вижу причин, которые могут этому помешать. Алонсо совершенно расслаблен, но при этом хорошо контролирует ситуацию. Он никогда не выглядел суетливым или встревоженным, в отличие от Себастьяна Феттеля в двух последних гонках, особенно в Гран При Германии.
У Алонсо никогда не было проблем с резиной. Он полностью доверяет команде и машине, а также верит в себя – это именно то, что нужно для победы в чемпионате.
Мне не удалось выиграть титул в Формуле 1, но по опыту выступлений в других гоночных сериях я знаю, что вы настолько уверены в себе и контролируете ситуацию только тогда, когда совершенно не сомневаетесь в результатах, которых можете достичь. Вы терпеливо движетесь к цели, и ничто не может вас остановить. Это сложно объяснить, но это то, что чувствует любой гонщик».