На прошлой неделе эксперт ВВС Эдди Джордан сообщил, что Льюис Хэмилтон вот-вот подпишет контракт с командой Mercedes, и, разумеется, это породило целую волну слухов и пересудов. Гоночный корреспондент ВВС Эндрю Бенсон анализирует происходящее…
Эндрю Бенсон: «Разумеется, в ходе всего итальянского уик-энда в McLaren говорили, что слова Джордана не соответствуют действительности, но при этом практически не пытались уверять, что Хэмилтон остается.
Вот, к примеру, слова Мартина Уитмарша: “Льюис и его менеджмент четко разъяснили нам свою позицию”. Или: “Насколько я понимаю, наши переговоры с ним продолжаются”. И еще: “Я убежден, что в следующем году у нас будет отличный, очень конкурентоспособный состав”.
Ни одну из этих фраз нельзя трактовать, как “Хэмилтон остается”.
Что касается сомнений в достоверности истории Эдди Джордана, то можно сказать, что источник информации вполне авторитетный и заслуживающий доверия, а утверждение, что Хэмилтон согласился с условиями контракта на следующий год, предложенном Mercedes, базируется на фактах.
Это вовсе не означает, что Льюис обязательно поменяет команду, однако свидетельствует о серьезности его раздумий на эту тему. И вы вольны как угодно объяснять его не лучшее настроение в ходе всего уик-энда в Монце, даже после того, как он выиграл гонку.
Большинство мнений в паддоке сводятся к тому, что переход в Mercedes будет ошибкой, однако ситуация намного сложнее.
Начнем с того, что McLaren несомненно была намного сильнее Mercedes в последние три года. На двоих Хэмилтон с Дженсоном Баттоном выиграли 16 гонок с 2010-го, а на счету Mercedes лишь одна победа, одержанная в этом сезоне Нико Росбергом в Китае.
Хэмилтон фактически рос в команде McLaren с 13-летнего возраста и всегда говорит о своем стремлении к победам. Если думать только о результатах, то тогда уж надо переходить в Ferrari. Но в Формуле 1 ситуация редко складывается просто и однозначно.
Да, в McLaren обычно строят хорошие шасси, однако уже долгие годы их машины вряд ли можно было называть лучшими – вплоть до этого сезона. Но в 2012-м все изменилось. McLaren вновь задает темп. Однако в первых гонках чемпионата из-за сбоев в работе команды Хэмилтон потерял 40 очков. Не случись этого, сейчас он бы опережал Фернандо Алонсо в личном зачете, а не был бы в положении догоняющего.
Льюис неплохо скрывает свое разочарование, однако его менеджеры уже начали переговоры с другими командами. Главный аргумент состоит в том, что McLaren вступает в период неопределенности. Со следующего года команда начинает платить за моторы Mercedes, следовательно, на модернизацию машины у них будет примерно на 8 млн. евро меньше, если только не появятся новые источники финансирования.
С этим связан и вопрос гонораров гонщика. В McLaren дали понять, что они не готовы удерживать Хэмилтона любой ценой. Говорят, команда уже поставила вопрос о снижении зарплаты, просто потому, что не может позволить себе платить больше.
Хэмилтон и так получает примерно в два раза меньше, чем Алонсо зарабатывает в Ferrari, а у McLaren такой подход к теме спонсорства, что гонщикам очень сложно заключать индивидуальные контракты, которые могли бы позволить увеличить доходы.
При этом Mercedes AMG – по определению заводская команда, на машинах которой установлены моторы производства Mercedes, и за всем проектом стоит могучий автоконцерн. Там могут позволить себе платить Хэмилтону намного больше, если захотят (предположительно, сейчас Льюис получает порядка 13 млн. фунтов стерлингов в год). Кроме того, в Mercedes гонщик получает больше свободы заключать собственные спонсорские контракты.
Бюджет команды Mercedes AMG полностью формируется из спонсорских средств, поэтому его размеры заметно меньше, чем у Red Bull и Ferrari. Однако головная компания всегда подстрахует, и если денег будет не хватать, на команде это не отразится.
Если говорить о спортивных результатах, то команда, которая сейчас называется Mercedes AMG, в 2009-м выиграла чемпионат. Тогда она выступала в Формуле 1 как Brawn. По иронии судьбы, титул тогда достался Дженсону Баттону, и благодаря тому успеху он и перешел в McLaren.
С тех пор Mercedes, безусловно, выступает хуже, однако отчасти это может объясняться тем, что команда Brawn, оказавшись перед лицом финансовых трудностей, сократила штат на 40%. Став заводской командой Mercedes, она постепенно возвращается на прежний уровень.
Команда работает в условиях серьезного прессинга, учитывая, что ей предстоит оправдать огромные инвестиции, вложенные в ее развитие в последние полтора года. И все-таки постепенно она набирает обороты, хотя и медленнее, чем хотелось бы и самому коллективу, и руководству Mercedes.
Однако при этом мало кто будет спорить, что Хэмилтон входит в тройку лучших гонщиков планеты наряду с Алонсо и Себастьяном Феттелем. И ни один из этих трех не выступает в Mercedes.
Невозможно предугадать, насколько быстрее поедет машина Mercedes, если за руль сядет кто-то из них троих. Возможно, что они не смогут опередить Нико Росберга и Михаэля Шумахера. Но Хэмилтона это вряд ли остановит, ведь в юные годы он соперничал с Росбергом и регулярно его опережал.
Если суммировать все доводы, то Льюису предстоит принять очень непростое решение…»