Накануне 14-го Гран При сезона британский аналитик Джеймс Аллен комментирует особенности городской трассы в Сингапуре и факторы, способные повлиять на результат в этот уик-энд...
За несколько лет ночной этап в Сингапуре сравнялся с Монако – это две важнейшие гонки в календаре для спорта, команд и спонсоров. При этом гонка на Марина-бэй – одна из самых продолжительных и сложных для машин, гонщиков и специалистов по стратегии. Она может продолжаться до двух часов при высокой температуре и влажности – настоящий марафон, в ход которого до сих пор каждый раз вмешивался выезд автомобиля безопасности, нарушавший планы команд.
В прошлом году базовой была стратегия трёх пит-стопов, и на этот раз шинники вновь привезли два самых мягких состава – Soft и SuperSoft. Впрочем, в этом году мы обычно видим на один пит-стоп меньше, чем в прошлом, так что базовой наверняка станет стратегия двух остановок. В 2011-м возникали проблемы с повреждением шин при наезде на стальные болты, которыми крепились пластиковые поребрики, но организаторы скорректировали их конструкцию.
Поскольку автодром расположен на уровне моря, большее давление и плотность воздуха приводят к увеличению потребления топлива, которое и так велико из-за особенностей конфигурации трассы, состоящей из разгонов и торможений. Количество топлива на старте – около 155 кг – примерно на 10 кг выше средних значений, что ускорит износ шин на первом отрезке.
Особенности трассы
Марина-бэй, Сингапур. 61 круг по 5073 метра = 309.3 км. 23 поворота. Аэродинамика настраивается на высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 305 км/ч с DRS и 290 км/ч без неё.
С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 45.5% круга (низкое значение). На дистанцию гонки требуется 155 кг топлива (среднее/высокое значение). Потребление топлива – 2.26 кг на круге (среднее значение).
Дистанция на торможении: 21% круга. Шестнадцать зон торможения, уровень износа тормозов – очень высокий из-за того, что они не успевают остыть. Потеря времени на пит-стопе – 24 секунды (очень высокое значение). Время проведения пит-стопа – 26 секунд. Дополнительные 10 кг топлива приводят к потере 0.37 секунды на круге (высокое значение).
Расстановка сил
Гран При Сингапура – 14-й этап чемпионата мира 2012 года. Три прошлых гонки выиграли пилоты McLaren, стартовав с поула – на счету команды уже пять побед в 13-ти Гран При.
В Монце были конкурентоспособны машины Ferrari, но трасса в Сингапуре требует гораздо большего уровня прижимной силы, что не гарантирует повторения успеха. У Red Bull в прошлых гонках возникли серьёзные проблемы со скоростью в квалификации и команде нужно срочно принимать меры, чтобы позволить гонщикам продолжить борьбу за титул. Машины Lotus были быстры в Монако, Венгрии и Валенсии, что можно считать признаком конкурентоспособности в Сингапуре.
Алонсо дважды побеждал в Сингапуре – в 2008-м с Renault и в 2010-м с Ferrari, Хэмилтон выиграл эту гонку в 2009-м, а Феттель – в 2011-м.
Прогноз погоды
Прогноз обещает жаркую погоду по ходу уик-энда с температурой воздуха около +31 градуса и высокой вероятностью осадков. В прошлые годы гонки прошли по сухому асфальту, но однажды эта тенденция может быть нарушена из-за высокой средней вероятности дождя.
Шины и другие факторы
В Pirelli выбрали для Сингапура составы Soft (желтая маркировка) и SuperSoft (красная маркировка) – подобное сочетание в этом году использовалось в Монако и Монреале. В Сингапуре важно следить за состоянием задних шин, которые изнашиваются из-за постоянных разгонов и торможений в 23-х поворотах. В прошлом году инженеры Pirelli выяснили, что трасса весьма агрессивно изнашивает резину, возникает риск перегрева и деградации, с чем команды сталкивались и в первых гонках этого сезона.
В Сингапуре очень велика нагрузка на тормоза, и дело не в том, что гонщикам приходится серьёзно сбрасывать скорость, а в частом использовании тормозов и отсутствии прямых, на которых их можно было бы охладить. Этот фактор ещё больше нагружает резину – внутренняя часть шин нагревается от перегретых тормозов, что осложняет контроль за их состоянием на дистанции.
По предварительным расчётам, состав SuperSoft будет на 0.8 секунды быстрее на круге, чем Soft, и сможет эффективно работать при более высоких температурах. В прошлом году многие использовали именно SuperSoft на большей части дистанции, хотя в Ferrari предпочли Soft.
Число и вероятное время проведения пит-стопов
В прошлом году первая четвёрка гонщиков на финише проехала дистанцию с тремя остановками, используя SuperSoft на первом и четвёртом отрезке, а Soft – на втором и третьем.
При этом Пол ди Реста, сэкономив один свежий комплект Soft во время квалификации, финишировал шестым после старта с 10-го места, используя стратегию двух пит-стопов с SuperSoft на среднем отрезке. Ему удалось демонстрировать хороший темп на шинах Soft, отыграв несколько позиций у гонщиков, трижды заезжавших в боксы. В этом году Sauber и Lotus могут использовать похожий подход – именно так действовал Перес в Канаде и Италии. Если они смогут завоевать хорошие позиции в квалификации, то станут серьёзными претендентами на подиум.
Сейчас наиболее вероятным считается вариант с первым пит-стопом на 17-м круге и вторым на 39-м. Пит-стоп в Сингапуре занимает много времени, что помогает тем, кто выбрал вариант с меньшим числом остановок, но на расстановку сил может серьёзно повлиять выезд автомобиля безопасности. К тому же, если он будет водить пелотон пять или шесть кругов, это позволит уменьшить износ шин и сократить число пит-стопов.
Вероятность выезда автомобиля безопасности
Вероятность выезда автомобиля безопасности очень велика, он хотя бы раз появлялся на трассе в каждом из прошедших Гран При Сингапура. В среднем гонщики проезжали за ним шесть кругов.
Как стартовали гонщики
Стартовый отрезок имеет ключевое значение для реализации стратегии гонки. Выигрыш позиций увеличивает свободу действий команды, а в случае их потери число вариантов сокращается и гонщикам приходится использовать более агрессивный подход, чтобы отыграться. В Венгрии только трое гонщиков закончили первый круг на той же позиции, с которой стартовали.
Если говорить о статистике стартов, то лучший показатель по отыгранным позициям у Фелипе Массы…
С начала сезона гонщики отыграли или проиграли на старте | |
+ 26 | Масса ****** |
+ 21 | Алонсо, Глок |
+ 19 | Ковалайнен, Перес *** |
+ 18 | Сенна * ****** |
+ 13 | Вернь |
+ 12 | Райкконен |
+ 11 | Пик |
+ 8 | Картикеян |
+ 7 | Кобаяши ****, Мальдонадо **** |
+ 5 | Шумахер * *******, Хюлкенберг |
+ 4 | Хэмилтон |
+ 3 | ди Реста ***** |
+ 2 | Баттон, де ла Роса **** |
+1 | Петров ***** |
= | Феттель |
- 3 | Грожан ** **** ******, Уэббер |
- 6 | Росберг |
- 14 | Риккардо * |
* в Австралии гонщики стали участниками инцидента на первом круге
** в Малайзии Шумахер и Грожан столкнулись на первом круге, а Сенна и Перес отправились в боксы за дождевой резиной.
*** в Испании после прокола на первом круге Перес оказался в хвосте пелотона
**** в Монако гонщики стали участниками инцидента на первом круге
***** в Сильверстоуне Петров не стартовал, а ди Реста выбыл после инцидента на первом круге
****** в Германии Масса, Сенна и Грожан после инцидентов на первом круге откатились в хвост пелотона
******* в Венгрии Шумахер потерял шесть позиций, свернув в боксы на первом круге
Чемпионат по работе в боксах
Верная тактика – это важно, как важна и оперативная работа механиков при смене колес, и мы видели, как многим командам удаётся обслужить машину меньше, чем за 2.5 секунды. Рекорд в этом сезоне принадлежит McLaren – во время Гран При Германии команда провела пит-стоп за 2.31 секунды.
В таблице указаны лучшие результаты проведения пит-стопов в Монце (в скобках – позиция в этом рейтинге в Спа).
Команда | Время проведения пит-стопа |
1. McLaren | 20.736 сек (1) |
2. Ferrari | 21.515 сек (4) |
3. Red Bull | 21.556 сек (5) |
4. Toro Rosso | 21.720 сек (2) |
5. Lotus | 21.730 сек (3) |
6. Williams | 21.814 сек (11) |
7. Mercedes | 21.854 сек (6) |
8. Caterham | 21.910 сек (9) |
9. Marussia | 22.046 сек (7) |
10. Force India | 22.190 сек (8) |
11. Sauber | 22.472 сек (10) |
12. HRT | 23.488 сек (12) |
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com