Британский журналист Джо Савар, рассуждая об экономике Формулы 1, предлагает обратить внимание на опыт американской кузовной серии NASCAR, где, в отличие от Ф1, организаторы чемпионата оставляют себе незначительный процент доходов, а остальное распределяется между трассами и командами.
Джо Савар: «Существует экономическая модель, которая позволила бы увеличить ценность Формулы 1 и повысила бы энтузиазм болельщиков. При этой модели уже не потребовалась бы финансовая помощь правительств, которые смогли бы эти деньги потратить на различные важные вещи, например, на улучшение дорожной сети вокруг автодромов, на создание линий общественного транспорта и даже на рекламу гонок. Кроме того, при этой модели не потребовались бы услуги посредников. Если правильно поставить дело и грамотно управлять процессом, то можно будет рассчитывать и на рост доходов.
Есть один рецепт, давно найденный организаторами серии NASCAR. Вместо того, чтобы оставлять себе половину всех доходов, они отдают трассам 65% всех заработанных денег. 25% получают команды, и только 10% организаторы оставляют себе.
Трассы не только оставляют себе доходы от реализации билетов: им разрешено заключать собственные рекламные контракты, искать спонсоров, зарабатывать деньги на обслуживании VIP-гостей. Но они должны выплачивать командам серьезные суммы в виде призовых, а также платить им за участие в гонках, что позволяет участникам чемпионата зарабатывать примерно столько, сколько получают команды Формулы 1. Также команды получают доходы, благодаря контрактам со спонсорами, торговле сувенирной продукцией, и так далее.
Секрет NASCAR в том, что семья Франсов, которой принадлежит контроль над этим чемпионатом, также владеет примерно половиной всех трасс – через свою компанию International Speedway Corporation (ISC).
Хозяева серии стараются избегать проблем с антимонопольным законодательством, позволяя другой компании, Speedway Motorsports Inc (SMI), заниматься организацией значительной части гонок. При этом остается место даже для независимых промоутеров.
У NASCAR позитивный имидж, и амбициозные промоутеры готовы становиться акционерами этого чемпионата. Налогоплательщикам не на что жаловаться, поскольку их деньги вообще не тратятся, и, что самое важное, у трасс есть финансовые возможности заниматься модернизацией автодромов с учетом запросов болельщиков.
Хозяева автодромов могут позволить себе строить новые трибуны, держать на приемлемом уровне цену на билеты, заботиться об уровне комфорта и дополнительных развлечениях для публики.
Конечно, поскольку американским автодромам не приходится платить такие суммы, как в Формуле 1, за право принимать гонки, они неплохо зарабатывают, проводя тесты, трек-дни, сдавая трассы в аренду для проведения различных мероприятий и даже строя на своих территориях отели и торговые центры».
По мнению Савара, если подобная практика была бы перенесена в Формулу 1, это бы всем понравилось и принесло реальную пользу, однако неизвестно, что об этом думают в инвестиционном фонде CVC, контролирующем экономику чемпионата мира.