Гран При Австралии: Стратегический обзор

Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен, опираясь на экспертные мнения и инсайдерскую информацию от команд Формулы 1, анализирует события Гран При Австралии, отмечая, что старт сезона выдался на редкость интересным…

Сезон начался в Австралии, и первый же Гран При порадовал интригой, обилием событий и интересными результатами. В гонке сменилось семь лидеров – своего рода рекорд – и ее украшением стала напряженная тактическая борьба, которую вели три команды – Lotus, Red Bull Racing и Ferrari.

Гран При задал немало тем, заслуживающих отдельного внимания, например, та уверенность, с которой в Lotus сделали выбор в пользу тактики двух пит-стопов, или неудача Red Bull, несмотря на то, что Себастьян Феттель выиграл поул с преимуществом, превышавшим секунду, или тактическая ошибка Массы, стоившая ему подиума. Также попробуем разобраться, почему в Mercedes на середине дистанции изменили тактическую схему, выбранную для Льюиса Хэмилтона, и в чем состояли отчаянные попытки McLaren заработать хоть что-то в этот непростой для команды уик-энд.

В Lotus идеально реализовали свой план

Еще на тестах в Барселоне в Lotus убедились, что новая машина позволяет держать неплохой темп на длинных сериях кругов, и после тренировок в Австралии команда решила ограничиться в гонке двумя пит-стопами, зная, что главным соперникам будет сложно это повторить. Ключевой момент заключался в том, чтобы доехать на стартовом комплекте SuperSoft до 8-го или 9-го круга. Тогда оставшуюся часть дистанции можно будет поделить на два отрезка и проехать на одном комплекте шин Medium 25 кругов, а на втором – 24 круга.

Тот факт, что Кими Райкконен смог использовать на один комплект резины меньше, чем его соперники, при этом сохранив темп, свидетельствует как о скорости Lotus, так и о том, что Е21 позволяет беречь шины.

Стратеги Lotus были уверены, что их план сработает, но дополнительный импульс команда получила, когда Кими отыграл на первом же круге три позиции и уже ехал четвертым. Зная, что его главному сопернику, Фернандо Алонсо, предстоит три визита в боксы, но на финальном отрезке испанец будет быстр, команда не хотела слишком рано приглашать Райкконена на второй пит-стоп. В итоге в Lotus понервничали только между 25-м и 34-м кругами: если бы Кими был вынужден свернуть в боксы до 30-го круга, то был риск, что гонку выиграет Ferrari.

Но после того как Кими, миновав этот рубеж, сообщил, что шины начали сдавать, команда провела пит-стоп, и финн спокойно доехал до финиша, заметно оторвавшись от Алонсо. Под конец гонки он еще и показал лучшее время круга, которое оказалось на 1,2 секунды лучше, чем у Red Bull, хотя в квалификации Кими уступил Феттелю примерно столько же.

Ошибка Ferrari стоила Массе подиума

После гонки Фелипе Масса переживал, что тактическая ошибка стоила ему подиума, и был прав. Под конец второго отрезка, опережая Феттеля и Алонсо, он слишком долго оставался на трассе, что привело к потере времени. Как только Алонсо заехал в боксы на 20-м круге, Масса должен был реагировать так же, как Феттель. Вместо этого он провел пит-стоп только на 23-м круге, в итоге проиграв две позиции.

Из-за этого Феттель заработал три лишних очка, которые ему явно пригодятся. Неудивительно, что основное внимание в Скудерии уделяли Алонсо, но в теории Масса был достаточно быстр, чтобы опередить Феттеля. Этот пример говорит о том, насколько легко допустить ошибку при принятии решений.

Однако детальное изучение статистики гонки позволяет увидеть, что Масса на первых 20-ти кругах сдерживал Алонсо, и команда не предлагала бразильцу уступить напарнику дорогу. Фелипе лучше провел квалификацию, а затем и стартовал лучше, чем Фернандо, так что по праву занимал эту позицию. Кроме того, его пит-стопы были быстрее. И все-таки, однозначно, в воскресенье он несколько затруднил задачу Алонсо. Впрочем, все равно, вряд ли Фернандо смог бы опередить Кими.

В Mercedes спасли результат, несмотря на изменение тактики

В Mercedes очень хорошо провели квалификацию и казались быстрыми на мокрой трассе. Главный вопрос заключался в том, возникнут ли у них проблемы с шинами, как это было в прошлом? Стратеги команды явно пытались сделать то же самое, что и Lotus, т.е. проехать гонку с двумя пит-стопами, но план провалился, и Хэмилтон был вынужден остановиться в третий раз на 42-м круге. Он финишировал пятым, в 12 секундах позади Массы, с которым боролся в гонке. Принимая во внимание 3-ю стартовую позицию британца, он мог бы выступить лучше, если бы три пит-стопа были равномерно распределены по дистанции, что позволило бы добиться от шин оптимальной эффективности.

Например, Хэмилтон оставался на SuperSoft до 13-го круга. Он был в 7,3 секундах позади Массы до его остановки на 8-м круге, но оставшись на трассе, потерял время и на втором отрезке проигрывал уже 16,7 секунды. Принимая во внимание тот факт, что у машины Mercedes не было той стабильности, которая была у Lotus, Льюис был вынужден провести пит-стоп на 31-м круге. Это означало, что ему предстояло проехать финальный отрезок в 27 кругов. Команда отказалась от этого плана, когда стало очевидно, что он не сработает, и провела пит-стоп на 42-м круге. На прошедшем этапе для Mercedes было много позитивных моментов, но в Малайзии во время пятничных свободных заездов команде следует более тщательно изучить возможности резины.

В McLaren предпринимают отчаянные маневры

Всех озадачило решение McLaren на первом пит-стопе поставить на машину Серхио Переса комплект SuperSoft, хотя стартовал он на Medium, так же, как и Адриан Сутил из Force India.

Перес стартовал 15-м, Сутил – 12-м, так что перед обоими стояла примерно одинаковая задача. Но из-за того, что в McLaren решили на 16-м круге поставить мексиканцу резину SuperSoft, уже на 23-м круге ему вновь пришлось ехать в боксы, после чего он попал в трафик. Кстати, в квалификации, когда трасса еще оставалась сырой, команда тоже решила рискнуть и поставила на его машину SuperSoft, что тоже стало ошибкой.

Такое впечатление, что во всех этих маневрах чувствуется некое отчаяние, попытки предпринять хотя бы что-нибудь, а там будет видно, что из этого получится. В день гоночного дебюта Переса в McLaren команда поставила молодого мексиканца в сложное положение.

Пит-стопы команды тоже проходили неидеально: лучший из них был только 6-м в общем рейтинге с результатом 22,462 секунды, тогда как Ferrari в среднем проводила пит-стоп за 21,646 секунды.

Адриан Сутил и Force India блестяще реализовали свой план. Немец стартовал позади Пола ди Ресты, но у него было преимущество в виде свежего комплекта шин Medium. Он дольше всех оставался на трассе после старта, до 21-го круга, причем, сохранял неплохую скорость, и хотя ди Реста догнал напарника, команда по радио попросила, чтобы гонщики сохраняли свои позиции: они финишировали 7-м и 8-м соответственно.

Поскольку в этом году у команд середины пелетона нечасто будут шансы заработать очки, для Force India старт сезона прошел весьма удачно.

Также хочется остановиться на ситуации Феттеля. Понятно, что в гонке скорость Red Bull Racing была намного ниже, чем в квалификации. Возможно, сказалось несколько факторов, но наиболее важный из них – необходимость контролировать процесс износа шин в конкретных погодных условиях. В квалификации Себастьян на секунду опередил гонщиков Ferrari и на 1,3 секунды – соперников из Lotus, однако в гонке его машина оказалась лишь третьей по скорости. Его лучший круг был на 1,2 секунды хуже, чем у Райкконена, хотя в ходе гонки он израсходовал на один комплект резины больше, чем Кими.

Если в Малайзии мы увидим те же тенденции, и Lotus удастся повторить успех, то чемпионат получит весьма интригующее продолжение.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.