Бывший гонщик Формулы 1, а ныне комментатор британского телеканала Sky Sports Мартин Брандл считает, что в ситуации с шинами надо винить не только Pirelli…
Мартин Брандл: «Воскресный Гран При Великобритании прошел очень интересно, вот только по причинам совершенно неправильным.
На заключительных стадиях гонки мы видели много обгонов, и публика на трибунах Сильверстоуна получила удовольствие, наблюдая за интригующей развязкой Гран При, чему способствовали шины Pirelli. Хотя, разумеется, Льюису Хэмилтону все это вряд ли понравилось, поскольку он стал первой жертвой взорвавшегося колеса в момент, когда уверенно лидировал.
Формула 1 допустила возникновение этой неприятной ситуации, поэтому должна винить сама себя. В среду на Нюрбургринге пройдет встреча Pirelli с командами и FIA, на которой будут искать пути выхода из сложившегося положения.
В воскресенье всем еще повезло, поскольку, во-первых, ни одна из четырех взорвавшихся шин не привела к серьезным последствиям, а, во-вторых, поскольку трасса была сильно замусорена, гоночный директор Чарли Уайтинг принял решение выпустить автомобиль безопасности. Это не только позволило маршалам очистить асфальт: у команд появилась возможность провести пит-стопы и заменить шины, которые тоже были уже на грани.
Один из руководителей команд мне потом рассказывал, что их попросили увеличить давление в шинах на 20%. Могу предположить, что некоторые команды проигнорировали эту просьбу, поскольку у них не было информации ни о реакции шин на столь значительный рост давления, ни о других побочных последствиях. Но я был удивлен, что некоторые пилоты не обращали никакого внимания на приказы с пит-уолл не атаковать поребрики. Они продолжали вести свою гонку, но при этом испытывали судьбу.
После финиша Уайтинг подтвердил: после взрыва третьей шины он был близок к решению остановить гонку. Я знаю, есть мнение, что так и надо было сделать, но, по-моему, Чарли принял верное решение, поскольку ситуация все-таки не вышла из-под контроля: топливо расходовалось, машины становились легче, и нагрузка на шины постепенно снижалась…
Интересно, как бы все, и болельщики в том числе, отреагировали на известие о наказании Нико Росберга за нарушение режима желтых флагов, если бы стюарды решили его наказать? Как известно, он отделался лишь предупреждением, и этот вердикт принес всем огромное облегчение. Я бы очень расстроился, если бы Нико лишили победы спустя три часа после финиша, когда все уже разъехались по домам. Мне нравится система, которую используют в американских гонках, когда все решения о штрафах принимаются или сразу, или наказание переносится на следующую гонку. Недопустимо, если болельщики, потратив время и деньги на посещение Гран При, потом вдруг узнают, что его результаты были пересмотрены.
Мне говорили, что Нико, вероятно, проехал под желтыми флагами свой лучший сектор, так что, похоже, ему повезло. Разумеется, судейские решения должны носить последовательный характер, однако сейчас есть вопросы более тревожные.
Отчасти команды сами виноваты в том, что произошло в воскресенье, а с точки зрения Pirelli, у шинников есть смягчающие обстоятельства: с одной стороны, их попросили разработать такие шины, чтобы повысить зрелищность гонок, с другой – задачу затрудняет запрет на проведение тестов по ходу сезона и отсутствие в их распоряжении современной машины. Впрочем, сейчас Pirelli реально плохо справляется со своей задачей: абсолютно неприемлемо, когда на скоростях под 300 км/час взрываются шины.
Вид шлема Кими Райкконена, в который попали фрагменты лопнувшей шины, поскольку финн ехал следом за Toro Rosso Жана-Эрика Верня, говорит о том, насколько подобные явления опасны. Дело не только в том, что рискуют гонщики: большие куски резины, разлетаясь в разные стороны, могут попасть и в маршалов, и даже в зрителей.
FIA получила письма с реакцией гонщиков, выражавших серьезную обеспокоенность, и можно ожидать, что будет принято решение обязать команды изменить настройки подвески машины – прежде всего, угол развала колес. Также может быть увеличено давление в шинах, чтобы снизить риск их разрывов. Впрочем, на Нюрбургринге шины испытывают не столь суровые нагрузки, как в Сильверстоуне.
На таких трассах, как Спа и Сузука, где нагрузки, напротив, очень велики, лучшим решением было бы возвращение к прошлогодней резине – это я слышал от руководителей команд. После Нюрбургринга будет трехнедельный перерыв, и Формула 1 должна им воспользоваться, чтобы найти какой-то выход.
Меня также заинтриговала одобрительная реакция трибун Сильверстоуна на сход Себастьяна Феттеля. Не будем забывать, что это произошло после того, как Льюис потерял лидерство после взрыва шины, так что дело тут не только в британском патриотизме. После гонки я спросил у некоторых болельщиков, почему они злорадствовали, и получил весьма четкий ответ: Малайзия 2013».