Гран При Венгрии: Стратегический обзор

Британский журналист Джеймс Аллен анализирует влияние стратегии на результаты Гран При Венгрии...

Венгерская гонка получилась одной из лучших в этом сезоне и стратегия вновь сыграла ключевую роль. Выбор момента для пит-стопа и умение прорываться через трафик стали решающими факторами.

После Гран При Монако в Mercedes добились серьёзного прогресса в контроле за тепловой деградацией шин в гонке. Кроме этапа в Германии, где использовалась уникальная резина, уровень износа у них соответствовал средним показателям. Хэмилтон показал своё лучшее время на предпоследнем круге гонки, продемонстрировав эффективную работу шин на раскалённом до 50 градусов асфальте. Год назад в Mercedes бы с этим не справились!

Второй год подряд в Венгрии Lotus удалось одолеть Red Bull Racing за счёт меньшего числа пит-стопов. Как и в прошлом году, Райкконен квалифицировался позади Феттеля, а финишировал впереди.


Предгоночные ожидания

Pirelli привезла в Венгрию новую версию шин Medium и Soft. Перед гонкой ожидалось, что большинство пилотов проедут дистанцию с тремя пит-стопами, а некоторые команды попробуют ограничиться двумя, особенно Lotus и McLaren.

Оба гонщика McLaren могли выбрать Medium для первого отрезка, как и Марк Уэббер, не проехавший быстрый круг в финале квалификации и стартующий 10-м. В итоге все трое стартовали на Medium, в случае с Баттоном и Уэббером это сработало, а Перес застрял за Хюлкенбергом на втором отрезке и за Мальдонадо на третьем.

Никто не знал, как повлияет на ход гонки очень высокая температура асфальта, достигавшая 50 градусов, но проблем не возникло. Состав Medium, который будет использоваться во многих оставшихся гонках сезона, выдержал очень большую дистанцию.

На свободных заездах в пятницу не было ощущения, что гонщики Mercedes быстры на длинных сериях кругов, но они работали над высотой подвески и смещались в поворотах, чтобы охладить двигатель, что маскировало их истинный темп.

Казалось, что у Red Bull Racing доминирующий темп в гонке и, стартуя вторым позади Mercedes Льюиса Хэмилтона, Себастьян Феттель одержит победу, но этого не произошло. Попробуем разобраться, почему.

Хэмилтон использует сильные стороны Mercedes

Хэмилтон был удивлён, завоевав поул, но ещё больше были удивлены Феттель и Red Bull – их стратегия базировалась на том, чтобы стартовать с поула, создать нужный отрыв на первом отрезке, а потом контролировать ход гонки.

Старт позади Хэмилтона осложнял задачу. Феттель стартовал хорошо – он начинал гонку на грязной половине стартового поля и остался вторым. После этого в Red Bull рассчитывали проехать более длинный первый и второй отрезок, чем Хэмилтон, а затем атаковать его ближе к финишу на свежей резине. Реализуя этот сценарий, Феттель провел первый пит-стоп на два круга позже Льюиса, второй – на три.

Эту стратегию разрушило возвращение на трассу позади Дженсона Баттона, причём – дважды. В итоге Себастьяну не удалось использовать в своих интересах первые круги на свежей резине. Он пытался затянуть первый отрезок, чтобы избежать проблем с Баттоном, стартовавшим на Medium и не планировавшим скоро менять резину, но потерял время на пути в боксы. На 11-м круге он опережал Дженсона на 19 секунд, но резина быстро теряла эффективность и Феттель свернул на пит-лейн. Круг заезда в боксы у него получился на секунду медленнее, чем у Хэмилтона, и он вернулся на трассу позади Баттона.

Это стоило ему победы. Феттель не смог опередить Баттона на следующих тринадцати кругах, пока Дженсон не свернул в боксы. Всё это время Хэмилтон проезжал круги на секунду быстрее, создав преимущество, необходимое для победы.

Ключ к победе Хэмилтона – круги, проведённые на свободной трассе, когда он смог реализовать потенциал шин – обычно это удаётся Феттелю и Red Bull Racing, но на этот раз Себастьян оказался позади.

Одна из причин – особенности настройки машины Феттеля. Команда жертвует максимальной скоростью на прямой, что обычно не вызывает проблем – за счёт большей эффективности RB9 в поворотах Феттель успевает оторваться от соперников более, чем на секунду, до того, как они получают возможность использовать DRS.

На первых кругах гонки на Хунгароринге, до разрешения на использование DRS, машина Mercedes была на 5-7 км/ч быстрее Red Bull. Кроме того, Феттелю приходилось отпускать гонщиков, ехавших впереди, чтобы избежать перегрева двигателя и шин, что тоже не способствовало обгонам.

При обгоне Баттона, у которого тоже мотор Mercedes, Льюису хватило скорости, чтобы выйти вперёд, а Феттелю – нет. Другими словами, Хэмилтон использовал сильные стороны Mercedes – и в этот день у него всё получилось.

Стоит отметить, что у лидеров на этот раз было более существенное преимущество в скорости, чем в некоторых других гонках этого сезона. Это значит, что даже с коротким средним отрезком на шинах Soft они смогли бы опередить гонщиков команд средней группы. Хэмилтон выехал восьмым после пит-стопа на 9-м круге, а на 13-м уже ехал четвёртым. Вероятно, схожий сценарий мы увидим в оставшихся гонках сезона – теперь команды знают, как работает новая резина Pirelli.

Альтернативная стратегия приносит плоды

В гонке использовались разнообразные варианты стратегии, но в Lotus обыграли Red Bull Racing, повторив прошлогодний сценарий – два пит-стопа против трёх за счёт более аккуратной работы с резиной.

План Райкконена был достаточно прост – оказаться перед Феттелем, когда немец отправится на третий пит-стоп. Для этого Кими нужно было проехать очень длинный второй отрезок и надеяться, что темп на дистанции окажется достаточно хорошим. В итоге, так и получилось, но на последнем отрезке гонщики оказались совсем рядом. Пилот Red Bull был быстрее, но Райкконен блестяще защищался.

Lotus может побеждать, но для этого нужно, чтобы один из гонщиков всё собрал воедино. Грожан в Венгрии квалифицировался третьим, Райкконен – шестым. Если бы Райкконен стартовал третьим, он мог побороться с Хэмилтоном за победу, но вместо этого терял время позади Массы и Сутила, откатившись на десятое место на втором отрезке.

Дженсон Баттон был доволен финишу на седьмом месте после неудачной квалификации и старта с 13 позиции. Он провёл гонку с двумя пит-стопами, проехав самый длинный отрезок на шинах Medium в гонке – 33 круга, и использовав более мягкий состав на среднем отрезке, а не на финальном, как Уэббер. Любопытно, что в McLaren использовали одинаковую стратегию для обоих пилотов, а не разную, как обычно.

Первое очко для Williams

В Williams столкнулись с серьёзными проблемами в этом году, в девяти первых гонках команда не заработала ни одного очка, но Пастор Мальдонадо позволил им хотя бы на одно очко оторваться от Caterham и Marussia в Кубке конструкторов, финишировав десятым. Им помогли сходы гонщиков Force India и Нико Росберга, но Пастор опередил Даниэля Риккардо, стартовавшего восьмым.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.