Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен анализирует влияние стратегии на результаты Гран При Бельгии…
Бельгийский Гран При нельзя причислить к самым захватывающим гонкам сезона 2013 года, но в минувший уик-энд мы увидели примеры интересных тактических решений, которые в значительной мере повлияли на исход гонки.
Несколько изменив привычную структуру стратегического обзора гонки, мы также вспомним некоторые решения, принимавшиеся под конец квалификации, поскольку они повлияли не только на итоги субботы, но и на результаты Гран При.
Решающие моменты квалификации
За квалификацией в Спа во многих отношениях было следить интереснее, чем за гонкой, что, безусловно, отчасти было связано с рядом важных тактических решений. Первая сессия началась, когда трасса была мокрой, но к концу этой части квалификации успела подсохнуть, и такие команды, как Caterham и Marussia, которым было нечего терять, пошли на риск, поставив слики в самый последний момент. За счет этого ван дер Гарде, Бьянки и Чилтону удалось обойти соперников из Williams и Toro Rosso, которые выбыли из дальнейшей борьбы. Тем не менее, при старте с 19 позиции Даниэль Риккардо смог отыграться по ходу гонки и заработать очко за 10 место, причем, во многом за счет тактики.
Но наиболее существенные тактические решения команды вынуждены были принимать во время финала квалификации, когда дождь начался вновь. Те гонщики, кто выехал на сликах, вынуждены были вернуться в боксы за промежуточной резиной. Но в Force India пошли на хитрый ход: Пол ди Реста выждал какое-то время в боксах, а когда начался дождь, сразу выехал на трассу на правильно выбранных шинах.
В какой-то момент казалось, что он может выиграть поул, поскольку дождь усилился. Решение, принятое в Force India, было смелым, но правильным в конкретных условиях. Впрочем, команда не могла предположить, что в последние минуты финальной сессии дождь стихнет, и это позволит четырем гонщикам превзойти время шотландца. В баке его машины было топливо еще на одну попытку, но состояние резины уже не позволяло улучшить время, поэтому ди Реста оставался в боксах, в то время как гонщики Mercedes и Red Bull Racing боролись за поул.
На мокрой трассе дополнительное количество топлива в баке не столь заметно влияет на результаты прохождения кругов, поэтому можно приспособиться к меняющимся погодным условиям и постараться извлечь преимущество, если они будут улучшаться. Этим и воспользовались гонщики, показавшие первые четыре результата в квалификации, хотя командам пришлось дозаправить их машины, когда они заехали в боксы за промежуточной резиной, что позволило им оставаться на трассе до самого конца квалификации.
Не все правильно сориентировались: в баках машин Хэмилтона, Феттеля и Уэббера бензина хватило на три быстрых круга, а Росберг, Алонсо, Баттон и оба гонщика Lotus проехали на круг меньше. Тем не менее, Нико отлично провел заключительную попытку, показав 4 результат, однако трасса в этот момент еще была не в самом лучшем состоянии. Шансы Алонсо тоже были хорошими, но испанец допустил ошибку, тогда как машины Lotus оказались не столь быстры на мокрой трассе.
В Ferrari заправили машину Фелипе Массы всего на один быстрый круг: бразилец провел свою единственную попытку раньше остальных – казалось, в тот момент состояние трассы было оптимальным. Но это означало, что ему пришлось концовку квалификации наблюдать из боксов, хотя именно тогда были показаны четыре лучших результата.
Странно, что Скудерия пошла на столь рискованную тактику, хотя в пользу Массы было то, что он проехал круг по свободной трассе. Но ещё по ходу первых двух квалификационных сессий было видно, насколько быстро подсыхал асфальт. И когда дождь начал стихать, бразилец уже не мог улучшить свое время и в итоге стартовал с 10 позиции.
Основным фактором был правильный выбор момента для решающей попытки, и в Mercedes и Red Bull Racing точно угадали момент, а Хэмилтону и Феттелю удалось лучше всех справиться с задачей. Льюис начал последний быстрый круг за две секунды до истечения времени сессии, а Феттель ехал перед ним. Обе команды предоставили своим гонщикам наилучшие шансы добиться нужного результата, и Хэмилтон заслуженно завоевал поул.
Получается, несмотря на дождь, который может превратить квалификацию в лотерею, и определенный фактор везения, ведь под конец финальной сессии интенсивность осадков начала снижаться, лучшие команды, залив в машины своих гонщиков достаточно топлива, дали им возможность вести борьбу вплоть до самых последних мгновений квалификации. А пилоты в свою очередь могли реагировать на изменение обстановки.
Марк Гиллан, еще недавно отвечавший за вопросы тактики в команде Williams, так это прокомментировал: «Фактор везения? Его не стоит исключать, но мой опыт подсказывает, что, как правило, извлечь преимущество из ситуации удаётся наиболее подготовленным людям. Решающую роль сыграл правильный выбор момента».
Финал квалификации длится лишь 10 минут, а круг по бельгийской трассе в таких условиях можно проехать примерно за две минуты, так что времени в обрез, и любое неверно принятое решение может иметь серьезные последствия.
Перед стартом и по ходу гонки
Перед стартом гонки расчеты показывали, что разница между тактикой одного пит-стопа или двух пит-стопов была лишь на уровне одной секунды, поскольку шины составов Medium и Hard деградировали примерно с равной интенсивностью. Но разница в темпе была: шины Medium позволяли проходить круг примерно на 0,8 секунды быстрее, чем жёсткая резина.
Поскольку после дождевой квалификации гонка проходила на сухой трассе, то гонщики первой десятки перед стартом получили возможность выбирать резину. Большинство предпочли более мягкий состав, хотя стоит заметить, что Даниэль Риккардо, стартовав на Hard, провел довольно длинный первый отрезок. Когда он остановился на 16-м круге, то занимал уже 13-ю позицию и вернулся на трассу 17-м. После чего проехал остаток дистанции на более быстрых шинах Medium, и это позволило австралийцу к моменту второго пит-стопа подняться до 11-й позиции. А затем на заключительном отрезке сумел опередить Верня и Переса, ехавших на жёсткой резине, и финишировать десятым.
Дженсон Баттон попытался проехать дистанцию с одним пит-стопом, ведь год назад эта тактика позволила ему выиграть гонку в Спа. Накануне гонки в McLaren были уверены, что машина хорошо взаимодействует с резиной и позволит реализовать такую тактику, но в итоге оказалось, что на 34 круге, т.е. буквально за 10 кругов до финиша, Баттону пришлось провести второй пит-стоп, хотя в тот момент он ехал третьим.
Вероятность дождя сохранялась, и если бы ожидания оправдались, а Баттон оставался бы на трассе до того момента, как всем пришлось бы ехать в боксы, он смог бы подняться на подиум. Но из-за Романа Грожана, который тоже был на тактике одного пит-стопа и нагонял его, проходя круги почти на секунду быстрее, Баттону пришлось поменять резину. В результате он финишировал шестым, т.е. на той же позиции, что и стартовал. Обычно за смену тактики приходится платить более серьезную цену, но Баттону помогло то, что машина Фелипе Массы не отличалась в Спа особой скоростью, поэтому бразилец не представлял какой-либо угрозы.
Зато его напарник Фернандо Алонсо, при старте с 9-й позиции, закончил гонку 2-м, благодаря отличному старту: он сразу отыграл четыре позиции, а затем опередил Баттона и Росберга. К 13 кругу, когда Фернандо провел 1-й пит-стоп, он уже ехал вторым. Оставшись на трассе на два круга дольше, чем Хэмилтон, испанец выехал из боксов сразу позади его Mercedes и смог опередить его в борьбе за второе место. Впрочем, даже если бы в Ferrari идеально провели квалификацию, и Алонсо стартовал с более высокой позиции, вряд ли он смог бы добиться большего.
Стоит упомянуть и о нестандартном решении, принятом в Red Bull: вопреки общей тенденции на первом пит-стопе на машину Уэббера были поставлены жесткие шины. Австралиец в очередной раз плохо стартовал из-за проблем со сцеплением, сразу откатившись с 3-й на 6-ю позицию. Он побывал в боксах за круг до Феттеля, на чью машину поставили шины Medium, а затем проехал точно такой же по длине отрезок из 16-ти кругов, поэтому не смог воспользоваться преимуществом менее подверженных износу жестких шин. Если бы он проехал на резине Hard больше кругов, то теоретически под конец мог бы провести короткий и очень быстрый отрезок на Medium. Но на втором отрезке, когда Марк ехал позади Нико Росберга, его время на круге было хуже, чем у Феттеля, почти на секунду…
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com