Бывший гонщик Формулы 1, а сегодня – комментатор SkySports Мартин Брандл проанализировал итоги Гран При Абу-Даби…
Мартин Брандл: «Себастьян Феттель и Red Bull Racing продолжают доминировать. У них есть лучшая машина, быстрый и стабильный гонщик, вероятно, самый эффективный с точки зрения управляемости двигатель от Renault. Они добились серьёзного прогресса при доработке аэродинамики машины, к которой Феттель смог адаптировать свой стиль. Все факторы собраны воедино, поэтому порой он выигрывает у соперников по две секунды на круге.
Кроме того, Себастьян идеально проводит квалификации и старт, что позволяет создать отрыв и ехать по свободной трассе, не допуская перегрева машины и дольше сохраняя эффективность шин. Он очень умело работает с резиной, не теряя контроль над капризными шинами Pirelli даже при большей скорости, чем у соперников, что позволяет реализовать разнообразные варианты стратегии. Одного неосторожного движения, одной блокировки шин порой достаточно, чтобы температура резины изменилась и начался резкий износ, но Феттель этого не допускает, сочетая высокую скорость с невероятной точностью в поворотах.
В прошлом, в эпоху Bridgestone, у него не было бы такого преимущества, но и тогда умным гонщикам и талантливым инженерам удавалось найти оптимальный подход – десять лет назад Шумахер мог выиграть гонку и с одним пит-стопом, и с четырьмя. Я знаю и другие примеры эффективной работы гонщиков – можно вспомнить, как Сенна работал с педалью газа во время его удивительных кругов в квалификации, как Алонсо использовал руль, корректируя загрузку задней оси в Renault.
Я рассказал о своих наблюдениях за работой Феттеля Эдриану Ньюи, и он согласился. Это тот редкий случай, когда машина и гонщик стали одним целым, создав почти непобедимую комбинацию. После гонки Феттель сказал мне, что допустил только одну ошибку, лишь раз за 55 кругов переключив передачу чуть раньше, чем нужно.
Марк Уэббер сделал всё, чтобы навязать ему борьбу, проехал отличный круг в квалификации, но в комнате за подиумом после гонки был так же потрясён скоростью Феттеля, как и все мы. Я понимаю, что он чувствует – в F3 я испытал похожие ощущения, выступая с Айртоном Сенной, а в Формуле 1 – с Шумахером и Хаккиненом.
Я рад, что стюарды не оштрафовали Алонсо за плотную борьбу с Вернем после пит-стопа – это была острая схватка двух профессионалов. И хорошо, что после финиша Вернь поддержал Алонсо, хотя во время гонки вытеснил его с трассы.
Не знаю, почему не оштрафовали Сутила, совершившего обгон за пределами трассы, но штраф в адрес Хюлкенберга за небезопасный выезд на пит-лейн понятен. Порой гонщики позволяют себе определённые вольности с границами трассы, но кажется, что в FIA начинают обращать на это внимание.
Позади Феттеля мы увидели немало событий – в первую очередь эффектный двойной обгон, который провёл Масса в 13-м повороте. Алонсо красиво опередил Хюлкенберга в шпильке седьмого поворота. Система DRS помогла более быстрым машинам прорываться вперёд после пит-стопа, но если гонщикам не удавалось обгонять, как Хэмилтону и Пересу, это разрушило их гонку.
Насколько я знаю, в 2014-м DRS может вообще не понадобиться – учитывая характеристики новых моторов и тот факт, что мощность придётся регулировать на дистанции, но посмотрим.
Приятно было видеть, что Пол ди Реста добился хорошего результата в критически важный для себя момент. Одной из главных тем для обсуждений в паддоке была возможная потеря ди Ресты и Хюлкенберга, ведь у многих команд непростая финансовая ситуация. Впрочем, поговаривают, что в Lotus очень близки к подписанию крупного контракта, так что, возможно, в следующем сезоне Грожан и Хюлкенберг будут выступать в одной команде, что наверняка будет очень интересно.
Если же даже в серьёзной команде предпочтут деньги таланту, это может стать ключевым моментом для будущего Формулы 1».