Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Бразилии…
Гран При Бразилии стал ярким завершением сезона, в ходе которого гонщикам и стратегам команд пришлось решать задачу со многими неизвестными, поскольку весь уик-энд в Сан-Паулу лили дожди, и только воскресная гонка прошла на сухом асфальте.
Шинники Pirelli выбрали для финала чемпионата составы Medium и Hard, но впервые слики были поставлены на машины только перед стартом. Всё это сделало гонку ещё интереснее, ведь команды не располагали информацией об интенсивности износа или деградации резины на этой трассе, а кроме того, была постоянная угроза дождя, который начал моросить только ближе к финишу, но так и не набрал силу, поэтому переходить на промежуточные шины не пришлось.
Ряд важных стратегических решений оказали влияние на исход Гран При.
Ожидания перед гонкой
Когда настало воскресенье, было сухо, а прогноз обещал вероятность осадков на уровне 40% перед стартом и 60% - по ходу гонки. Большинство команд рассчитывали на два пит-стопа, и первый отрезок предполагалось проехать на более быстрых шинах Medium, но затем пришлось бы полагаться на интуицию и инстинкты, чтобы принять решение, проехать следующие два отрезка на Hard, или продолжить чередовать составы. Расчёты показывали, что шины Medium позволяют проходить круги примерно на 0,4 секунды быстрее, чем более жёсткие Hard, так что в теории предпочтительным выглядел вариант с двумя отрезками на этой резине. В итоге только четыре гонщика проехали дистанцию с тремя пит-стопами, но ни один из них не попал в число лидеров.
Поскольку дождь лил с самого начала уик-энда, у команд сохранились все комплекты сликов. В теории был риск, что шины могут гранулироваться, поскольку поверхность асфальта не была покрыта слоем отработанной резины. Но через несколько кругов проблема могла исчезнуть сама собой.
Вторая опасность была связана с вероятностью ошибки при выборе давления в шинах: если их перекачать, резина будет быстро прогреваться, после чего начнёт терять скорость. Если давление слишком низкое, то довести шины до рабочей температуры будет сложно.
Что касается износа, то в теории шины Medium могли выдержать порядка 22 кругов, а жёсткая резина – 26 кругов. На практике Дженсон Баттон смог проехать на Medium 28 кругов, а Хейкки Ковалайнен на более жёстких шинах оставался на трассе 37 кругов.
Преимущество раннего пит-стопа
Только два гонщика стартовали на жёстких шинах – Баттон (с 14-й позиции) и Эстебан Гутьеррес (с 17-й позиции).
В Бразилии Дженсон показал свой лучший результат в сезоне, благодаря тому, что в ходе первого отрезка ему удалось значительно улучшить свою позицию, прорвавшись вперёд. Гонщик McLaren проехал не слишком длинный первый отрезок, но рационально работал с жёсткими шинами, переместившись на 11-ю позицию к концу первого круга, а к моменту пит-стопа на 20-м круге он уже ехал 7-м после нескольких удачных обгонов. Из гонщиков лидирующей группы он первым поменял резину, перешёл на Medium и за счёт более раннего пит-стопа смог опередить Нико Росберга, которого преследовал на первом отрезке.
Это позволило ему в начале второго отрезка оказаться на свободной трассе, ведь Льюис Хэмилтон, занимавший в тот момент 5-ю позицию, был в 8 секундах впереди, так что Дженсон мог ехать в оптимальном темпе. После того, как Фелипе Масса получил штраф за пересечение белой линии въезда на пит-лейн, Баттон переместился на 5-е место. И вновь он раньше других отправился на второй пит-стоп, после чего вышел на 4-ю позицию.
По меркам McLaren, сезон 2013 года был ужасным, ведь впервые с 1980 года гонщики команды ни разу не побывали на подиуме; квалификация в Сан-Паулу также прошла крайне неудачно, однако гонку Баттон и Серхио Перес провели неплохо.
В Red Bull допустили редкую ошибку
В Бразилии выиграл Себастьян Феттель, это была его девятая победа подряд и 13-я в сезоне, однако, было два момента, когда казалось, что на этот раз ему не удастся пересечь линию финиша первым.
Феттель замешкался на старте, хотя начинал гонку с поула, и в 1-м повороте его опередил Нико Росберг. Но чемпион мира сразу решил атаковать, и под конец первого круга вышел в лидеры. Машины Mercedes были настроены на более высокую прижимную силу с расчётом на дождевую квалификацию, но Red Bull RB9 лучше держала трассу и лучше разгонялась на выходе из последнего поворота на длинную прямую, так что Себастьян смог совершить обгон. В этот момент DRS ещё не была активирована, так что манёвр был совершён за счёт чистой скорости.
Феттель вновь вошёл в свой привычный ритм, идеально проехав отрезки между пит-стопами, на 24-круге получив свежий комплект Medium, а затем провел финальный отрезок на жёсткой резине. Однако его второй пит-стоп на 47-м круге прошёл не по сценарию, поскольку в Red Bull его провели неожиданно, отреагировав на аварию с участием Хэмилтона и Валттери Боттаса.
Повреждённая машина Williams осталась в зоне безопасности, и на трассе вполне мог появиться автомобиль безопасности, тем более что исторически вероятность этого на бразильской трассе на уровне 70%. Стратеги команд всегда готовы к такому повороту событий. Выезд сейфти-кара может реально повлиять на исход гонки, так что это всегда надо учитывать, и, поскольку авария с участием Williams и Mercedes произошла в тот период, когда уже можно было проводить пит-стоп, в Red Bull немедленно отреагировали и позвали в боксы сразу обоих гонщиков. Но решение принималось в последний момент, поэтому возникла путаница.
В Red Bull планировали двойной пит-стоп, поскольку Уэббер ехал в 10 секундах позади Феттеля, и в идеале механики могли успеть обслужить и его машину сразу после Себастьяна. Но тому пришлось задержаться несколько дольше, а австралиец вынужден был дожидаться своей очереди. Фернандо Алонсо, ехавший третьим, также провёл пит-стоп на этом круге, чтобы избежать последствий появления автомобиля безопасности, и в результате заминки в боксах Red Bull смог сократить отставание на 11 секунд.
Марк Уэббер был непосредственным соперником Алонсо, который стартовал перед австралийцем, но гонщик Red Bull опередил его на первом отрезке. Фернандо вернул позицию за счёт того, что провёл пит-стоп на два круга раньше, выбрав для второго отрезка жёсткие шины. Кроме того, машину Уэббера обслуживали в боксах дольше обычного, тогда как Алонсо в тот момент проехал круг быстрее всех.
Ему удалось держать неплохой темп на шинах Hard, но он не смог сдержать натиск Уэббера, пропустил его в первом повороте, хотя затем не отставал, рассчитывая атаковать на заключительном отрезке на более мягкой резине. Однако в итоге Марку удалось остаться впереди.
И всё же можно предположить, что если бы Алонсо провел второй пит-стоп не на 47 круге, а на круг позже (или раньше), он бы смог вернуть позицию, поскольку Уэббер потерял в боксах четыре секунды, пока ждал своей очереди на замену колёс. Но в Ferrari следовали той же логике, что и в Red Bull, пытаясь заранее предусмотреть возможность появления автомобиля безопасности.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com