Британский журналист Джеймс Аллен комментирует решения FIA, направленные на корректировку ряда положений правил Формулы 1.
Изменения правил, о которых объявила федерация по итогам заседаний новой Стратегической группы и Комиссии Формулы 1, очень разные и вызывают разную реакцию.
Вполне прагматичным выглядит такой шаг, как введение лимита расходов – на это следовало бы пойти уже давно. Такая жизненно важная мера позволит сохранить в Формуле 1 не самые крупные и богатые команды, которые сейчас оказались на грани финансового краха.
С другой стороны, крайне популистской выглядит идея присуждения очков в двойном размере по итогам финальной гонки сезона: она кажется странной и идёт вразрез с традициями Формулы 1. Это приведёт к тому, что в чемпионате будет разыгрываться на 100 очков больше, а сумма стартовых взносов, взимаемых федерацией, увеличится на $500 тысяч. Суть намерений FIA в том, чтобы сделать менее вероятным сценарий, при котором судьба титула оказывается решённой за несколько этапов до окончания чемпионата.
Однако после введения шин, подверженных интенсивной деградации, и систем DRS, не стоит слишком сильно удивляться подобным новшествам. В конце концов, 8 лет назад, в 2005-м, была реализована не менее сомнительная идея выдавать каждому пилоту единственный комплект шин на квалификацию и гонку, продержавшаяся один сезон. Похоже, что затея с двойными очками появилась спонтанно, и, скорее всего, она вряд ли решит какие-то проблемы, зато создаст новые.
Вот некоторые соображения по поводу нововведений...
Решения Стратегической группы
Это первые решения, принятые новой Стратегической группой Формулы 1, вызывающей неоднозначное отношение, ведь в неё входят лишь представители топ-команд и Берни Экклстоун. Решения смелые, очевидно, призванные продемонстрировать решительный настрой участников группы и готовность активно действовать, а не препираться впустую, как это часто было в прошлом.
Обещание ввести лимитирование расходов в 2015 году – это похоже на подарок командам, не включённым в Стратегическую группу. Также это отвлекает внимание от несправедливого подхода к распределению призового фонда, предусмотренного новым Договором Согласия, при котором топ-командам достаётся львиная доля денег.
Пока неясно, в какой форме будет введен лимит расходов, ведь против такой меры до последнего времени резко возражали Red Bull и Ferrari. Но отдельного внимания заслуживает сам подход к законотворчеству, продемонстрированный Комиссией Формулы 1, и которому был дан зелёный свет Всемирным советом по автоспорту.
Пресс-релиз FIA горделиво констатирует: «Эти изменения правил вступают в силу немедленно, что подтверждается полномочиями, делегированными президентом федерации на последнем заседании Всемирного совета по автоспорту, который собирался 4 декабря».
Вот это действительно демонстрация силы! И почему подобные методы не применялись последние 20 лет?..
Введение лимита расходов в 2015 году
Бывший президент FIA Макс Мосли пытался ввести лимитирование расходов в 2009 году, что фактически привело к гражданской войне с Ferrari, которая категорически отвергла эту идею. Мосли тогда сказал, что Формула 1 сможет «обойтись без Ferrari», а команды, входившие в ассоциацию FOTA, летом 2009-го пригрозили уйти из чемпионата.
Теперь же, когда некоторым командам грозит финансовый кризис, вновь возобладал прагматизм, и даже Red Bull, главные противники ограничения бюджетов, согласились на такие меры. Но главное всё же в деталях: когда именно рабочая группа, призванная заняться этим вопросом, разработает свой план и установит предельный разрешённый уровень расходов? Практически невозможно отследить, на какие шаги идут в Штутгарте, чтобы помочь своей команде Mercedes AMG, и как это сравнить с тем, чем занимается Red Bull Racing на своей базе в Милтон-Кинсе? Кристиан Хорнер не раз об этом говорил.
Без ответа остаётся и вопрос о том, все ли команды смогут выйти на старт в 2015 году, ведь некоторые находятся в весьма сложном положении.
Индивидуальные номера гонщиков
Хорошая идея, против которой мало кто будет возражать. Она применяется в футболе, в MotoGP и уже десятки лет практикуется в американском футболе и баскетболе. Можно ожидать, что начнутся споры вокруг таких номеров, как 7, 5 и особенно 27, под которым выступали Айртон Сенна и Жиль Вильнёв. Но, конечно, все гонщики по-прежнему мечтают о номере 1.
Пятисекундные штрафы
Оценить серьёзность того или иного нарушения в ходе Гран При – задача крайне сложная. Штрафной проезд по пит-лейн иногда кажется слишком суровой карой за мелкие прегрешения, как это было в случае с Массой в Бразилии, когда он пересёк белую линию. Поэтому такая мера, как прибавление пяти секунд к результату, показанному пилотом в гонке, упростит всем жизнь.
Изменения регламента для проведения шинных тестов
В Pirelli настаивали на необходимости ещё до Рождества провести испытания шин, предназначенных для 2014 года, а также предлагали ввести в следующем сезоне два обязательных пит-стопа, но эта идея встретила сопротивление.
Проведение декабрьских тестов в Бахрейне изначально было связано с машинами 2011 года, но в Pirelli настаивали на машинах образца 2013 года, поскольку они гарантируют более адекватный результат, несмотря на то, что крутящий момент у привычных двигателей V8 ниже, чем у новых турбомоторов V6.
Поскольку все хорошо помнят скандал, разразившийся после шинных тестов Mercedes, проведённых в мае, теперь всем хотелось решить вопрос юридически правильно, поэтому были изменены правила, и к участию в тестах приглашаются все команды.
Начисление двойных очков по итогам финальной гонки
Чисто популистская мера. Но даст ли она какой-то эффект или только приведёт к новым проблемам?
Существуй это правило раньше, то в 2008-м Льюис Хэмилтон уступил бы титул Фелипе Массе, а Фернандо Алонсо – стал чемпионом в 2012-м, а интрига двух самых интересных гонок последних лет была бы не столь захватывающей.
Также нельзя с уверенностью утверждать, что это правило повысило бы интерес к минувшему сезону, если бы оно уже действовало. Введение DRS было правильной, хотя и искусственной мерой, ведь с обгонами были серьезные сложности, а вот с шинами Pirelli дело зашло слишком далеко. Но должна же быть какая-то грань, которую нельзя переступать, иначе Формула 1 станет напоминать реслинг. Идея начислять очки в двойном размере по итогам финальной гонки сезона опасно близка к этой грани. 50 очков за победу в гонке – это абсурд.
Получается, что какая-то гонка получает особый статус. Уже существует денежная премия за финальный Гран При, но предложение Стратегической группы – это попытка привлечь к последнему этапу сезона дополнительное внимание. Скорее всего, затея будет негативно воспринята болельщиками, и от неё придётся вскоре отказаться, как было в 2005-м с тупиковой идеей о единственном комплекте шин на квалификацию и гонку.