Гран При Китая: Стратегический обзор

Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Китая...

Китайская гонка получилась не столь волнительной, как гонка в Бахрейне, но с точки зрения стратегии и принятия решений, она была весьма интересной.

Возникло множество тем для обсуждения, в том числе попытка Red Bull Racing управлять действиями гонщиков на трассе, попросив Себастьяна Феттеля уступить позицию Даниэлю Риккардо, чтобы дать австралийцу возможность побороться с Ferrari. Феттель сначала отказался, но потом пропустил напарника. Был спорный момент с тем, какую стратегию используют гонщики Red Bull, и стоило ли сопротивление Феттеля возможного подиума для Риккардо?

Другой темой были действия Mercedes. Многие факторы в гонке складывались против Росберга, но благодаря решительным действиям на трассе и грамотной стратегии команды Нико финишировал вторым.

Ожидания перед стартом

Температура в Шанхае (+18 перед стартом Гран При) была одной из самых низких по ходу уик-эндов за последнее время. На свободных заездах в пятницу стало понятно, что из-за прохладной погоды и двух затяжных правых поворотов ограничивающим фактором станет гранулирование передней левой шины. В итоге, примерно на 25-м круге гонки команды поняли, что смогут проехать дистанцию с двумя пит-стопами.

Длина первого отрезка была очень важна для оценки продолжительности второго отрезка на шинах Medium. В дождевой квалификации слики не использовались, так что у команд было достаточно новых комплектов резины для каждого из отрезков.

Мог ли Риккардо подняться на подиум?

Широко обсуждается момент, произошедший на втором отрезке гонки, когда в Red Bull Racing попросили Себастьяна Феттеля пропустить Даниэля Риккардо и немец поначалу отказался.

Риккардо опередил Феттеля в квалификации, австралиец стартовал вторым, немец – третьим. После гонок поддержки перед стартовой позицией Риккардо осталось масло, которое маршалы удалили, посыпав это место впитывающим порошком. Тем не менее, это сыграло против Риккардо – он плохо стартовал, уступив Феттелю и Алонсо, но смог проехать более длинный первый отрезок, чем Феттель, у которого возникли более серьёзные проблемы с гранулированием. Себастьян сменил резину на 12-м круге, Даниэль – на 15-м.

Это «смещение» стратегии, как мы увидим позже, повлияло на гонку Росберга. Цель всегда в том, чтобы оставаться на трассе дольше соперника, с которым вы ведёте борьбу, получив преимущество более свежих шин на следующем отрезке.

Риккардо мог обогнать Феттеля на втором отрезке и броситься в погоню за Алонсо, чтобы побороться за подиум. Алонсо сменил шины на 11-м круге, а Риккардо оставался на трассе до 15-го – у него было четыре круга в запасе и чуть более быстрая машина. Шины у Феттеля гранулировались сильнее, поэтому понятно, почему команда попросила его пропустить напарника – так можно было добиться большего. Но если вы приняли такое решение, его нужно исполнить мгновенно, а в Китае Риккардо провёл несколько кругов позади Феттеля, потеряв три секунды относительно Алонсо.

В Red Bull утверждают, что в тот момент рассматривали возможность перевода Феттеля на стратегию трёх пит-стопов, но это маловероятно. Себастьяну пришлось бы много обгонять, что серьёзно увеличивало риск аварии, пришлось бы бороться с парой Хюлкенберг – Боттас на машинах с моторами Mercedes, которые сражались между собой. Если бы команда действительно рассматривала вариант с тремя пит-стопами для Феттеля, то он получил бы Soft, а не Medium, на первом пит-стопе и проехал бы 14-15 кругов на этом комплекте.

На 24-25-м круге все поняли, что в гонке будет достаточно двух пит-стопов, и инженер сказал Феттелю: «Оставайся на трассе, это нам поможет», так что выбор командой двух пит-стопов для Себастьяна был очевиден. Они никогда не рассматривали для него отличную стратегию от Риккардо.

К этому моменту Даниэль уже вышел вперёд, как он сказал впоследствии: «Не знаю, пропускал он меня или просто широко зашел в поворот». Если бы Феттель действительно хотел пропустить Риккардо, то, во-первых, Даниэль бы это увидел, во-вторых, никому из них не пришлось бы сворачивать с чистой траектории на участок, засыпанный фрагментами отработанных шин.

Некоторые эксперты считают, что если бы Феттель сразу пропустил напарника, Риккардо мог догнать Алонсо примерно за четыре круга до финиша, но догнать – ещё не значит, выйти вперёд.

Красивой схватки в борьбе за позицию на последних кругах не получилось, но Red Bull Racing оказалась в непростой ситуации, поняв, что Риккардо может побороться с Алонсо за место на подиуме.

С одной стороны, команда имела шанс добиться лучшего результата. С другой, уверенности в этом не было, а негатив из-за использования командной тактики остался. Интересно, как они будут действовать в следующих гонках, если такая ситуация возникнет вновь, но сейчас их действия говорят о том, что у Феттеля нет безусловного статуса «первого номера».

Второе место Нико Росберга

Борьба Нико Росберга осталась в тени 25-й победы Льюиса Хэмилтона и командной тактики Red Bull Racing, но Нико здорово провёл гонку, смог отыграться, несмотря на плохой старт и технические проблемы.

Команда не получала данных телеметрии с его машины и просила гонщика сообщать цифры расхода топлива. Они не знали, пострадала ли его машина в инциденте с Боттасом, не могли оценить работу систем рекуперации, что в наши дни очень важно.

Росберг стартовал четвёртым и в конце первого круга ехал шестым, но его главными соперниками были гонщики Red Bull Racing и Алонсо. Риккардо он опередил с помощью стратегии, поставив на 13-м круге комплект шин Medium и продемонстрировав Red Bull Racing, что он проведёт гонку с двумя пит-стопами. Он пригласил их к борьбе, но в Red Bull Racing нацелились на сражение с Алонсо, и Росберг вышел вперёд, когда Даниэль заехал в боксы.

В борьбе с Алонсо, в Mercedes действовали иначе. На 33-м круге они обманули Ferrari, отправив механиков на место обслуживания машины, словно они готовились провести пит-стоп. Поскольку Алонсо ехал впереди, в Ferrari тут же позвали испанца в боксы, но Росберг остался на трассе, проехал ещё четыре круга до пит-стопа и обогнал Фернандо на финальном отрезке, имея преимущество более свежих шин.

При этом Алонсо пришлось проехать более длинный финальный отрезок на одном комплекте – 23 круга, что могло помешать ему в борьбе с Риккардо, но по тем причинам, которые мы обсудили выше, он смог избежать неприятностей и заработать первый подиум для Ferrari в сезоне 2014 года.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.