Бернд Майландер, бессменный водитель машины безопасности FIA, в авторской колонке на Motorsport-Total накануне Гран При Сингапура рассказал о своей работе в дни гонок.
Бернд Майландер: «Разумеется, вас интересует, чем я занимаюсь во время гонки, когда сижу в автомобиле безопасности. Поскольку в Сингапуре работа для меня есть почти всегда, то сейчас хорошая возможность обо всём детально рассказать.
Для меня и моего напарника Питера Тиббеттса всё начинается уже за 50 минут до старта прогревочного круга. По команде гоночного директора FIA Чарли Уайтинга и его заместителя Херби Блаша автомобиль безопасности должен проехать круг по трассе, который фактически является официальным началом процедуры формирования стартового поля. До открытия пит-лейн остаётся ещё 20 минут, потому что гонщики могут покинуть боксы в определённом 15-минутном интервале, который начинается ровно за полчаса до старта прогревочного круга.
Когда мы с напарником находимся в автомобиле безопасности, очень важно, чтобы было полное понимание с дирекцией гонки, поэтому так заведено, что всю информацию, передаваемую в эфир, принимающая сторона дублирует и подтверждает, чтобы исключить ошибки. Я должен постоянно быть рядом с сейфти-каром, ведь, к тому же, я постоянно получаю сведения от метеорологов из центра UBIMET, чтобы быть в курсе возможных перемен погоды.
За десять минут до прогревочного круга я надеваю шлем, пристёгиваюсь ремнями безопасности, и вместе с напарником мы проверяем работоспособность всех бортовых систем, в частности, GPS и телемониторов. Через пять минут мы проезжаем инспекционный круг, чтобы ещё раз удостовериться, что всё в порядке. Прежде всего, это сигнал маршалам, что скоро старт, и с этого момента они должны быть предельно внимательными.
Затем автомобиль безопасности занимает исходную позицию. Обычно она расположена рядом с въездом в боксы – в Сингапуре, например, это вспомогательная дорожка в предпоследнем повороте трассы. Тогда при необходимости мы сможем возглавить пелотон уже под конец первого круга, в идеале, ещё до первой белой линии автомобиля безопасности. Если после старта машины без проблем преодолели два первых поворота, тогда мы меняем позицию, переезжая в самый конец пит-лейн.
На дебютном Гран При Сингапура разразился серьёзный скандал: Нельсон Пике-младший врезался в отбойник через три круга после необычно раннего пит-стопа Фернандо Алонсо, который в итоге выиграл гонку. То, что это была спланированная подтасовка, стало известно только через год, когда Пике, уволенный из Renault, во всём признался FIA.
Когда вместе с напарником мы сидим в автомобиле безопасности, занимая исходную позицию, то следим за событиями гонки по двум мониторам: на одном идёт обычная телетрансляция, а на второй выводится различная информация, например, тайминг в режиме реального времени.
Если на трассе возникает опасная ситуация, которая может потребовать выезда сейфти-кара, то сначала по радио мы получаем предварительное сообщение от Херби Блаша, чтобы мы были готовы. Мы сразу включаем проблесковый маяк и прочие специальные сигналы, а дирекция гонки в это время старается выбрать наиболее подходящее окно для появления на трассе автомобиля безопасности.
В этот момент дирекция гонки ещё точно не знает, действительно ли понадобится наше вмешательство. Если необходимость этого подтверждается, мы получаем соответствующую команду и начинаем действовать, не задавая вопросов, что именно случилось: выезжаем на трассу и едем настолько быстро, насколько позволяет наш Mercedes SLS, стараясь догнать лидера после второй белой линии автомобиля безопасности.
Когда наша машина находится на трассе, гонщики Формулы 1 могут нас обгонять до второй линии автомобиля безопасности. После этого обгоны уже строго запрещены. Возможно, вы помните ситуацию, возникшую в 2010 году в Валенсии, когда Льюис Хэмилтон успел меня обогнать, а Фернандо Алонсо – нет…
Если же гонка проходит без происшествий, на что мы всегда надеемся, то вместе с Питером, находясь в машине, мы следим за событиями на трассе по мониторам. Это интересное занятие, ведь у нас обоих есть опыт участия в гонках, и мы обсуждаем то, что видим на экране. Он англичанин и в этом году больше болеет за Льюиса Хэмилтона, тогда как я – за Нико Росберга…
Когда гонка закончится и последняя машина пересекает линию финиша, мы получаем соответствующую команду, что подтверждается данными с GPS-монитора. Тогда мы начинаем движение, и медицинский автомобиль тоже – это сигнал для маршалов, что всё завершилось. Сделав круг, мы останавливаемся рядом с закрытым парком, и после этого мой рабочий день окончен – если по ходу Гран При не возникали ситуации, требующие обсуждения с дирекцией гонки.
Сингапур для меня – одно из самых ярких и интересных событий сезона. Отличительная черта этого уик-энда – необычный распорядок дня, ведь мы продолжаем жить по европейскому времени.
В предыдущие три года в Сингапуре побеждал Себастьян Феттель, но сейчас бесспорные фавориты сезона – гонщики Mercedes. Впрочем, посмотрим, что сможет предпринять Red Bull Racing.
Считается, что Льюис исключительно здорово выступает на городских трассах, и с этим трудно спорить. Но не будем забывать, что Нико уже поднимался на подиум в Сингапуре в 2008-м, когда выступал за Williams. По-моему, сейчас их шансы равны, поэтому борьба за титул только обострится, и следить за концовкой сезона будет очень интересно».