Гран При Сингапура: Стратегический обзор

Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Сингапуре…

Гран При Сингапура – одна из тех гонок, где многое решил смелый подход к стратегии. Выезд автомобиля безопасности на середине дистанции был почти неизбежен – в Сингапуре он появлялся на трассе в 100% прошедших гонок. Этот фактор и разные варианты стратегии, выбранные командами, определили результаты прошедшей гонки. Фернандо Алонсо опустился со второй позиции на четвёртую, а Жан-Эрик Вeрнь и Серхио Перес рискнули сменить резину на финальном отрезке, отыграв семь и девять позиций на 15-ти последних кругах.

Ключевым фактором стал выбор шин на последнем отрезке и момент принятия этого решения. Это мы и рассмотрим.

Ожидания перед гонкой

На свободных заездах в пятницу выяснилось, что оба состава резины быстро изнашиваются, а разница между ними огромна – до 2.5 секунд на круге на некоторых машинах.

В итоге, команды планировали три пит-стопа с тремя отрезками на SuperSoft и одним на Soft в конце гонки. Но все знали, что вероятность выезда автомобиля безопасности очень велика, и с этим может быть связан определённый риск.

Проблема автомобиля безопасности

Выезд автомобиля безопасности в середине гонки всегда осложняет задачу стратегам команд. Если гонка не из тех, где нужен только один пит-стоп, всегда возникает вопрос – оставаться на трассе или заезжать в боксы, менять резину или нет – точного ответа не существует, это «серая» область.

Помня об этом, в Red Bull решили поставить Феттелю и Риккардо Soft уже на втором отрезке – на 25 и 27 круге соответственно. Они планировали провести гонку по схеме SuperSoft - SuperSoft - Soft - SuperSoft, чтобы иметь необходимую гибкость. В итоге им удалось избежать финального отрезка на SuperSoft, когда пелотон провёл семь кругов за автомобилем безопасности, на которых гонщики берегли резину, так что Феттелю оставалось проехать до финиша 28 кругов, а Риккардо – 26, почти на пределе, но ситуация была под контролем.

Нужно отдать должное Фелипе Массе, который сменил шины на 22-м круге и проехал на Soft финальный отрезок из 31 круга, но в случае с его напарником Валттери Боттасом этот подход не сработал – он сменил резину на 23-м круге, и в конце гонки шины износились настолько, что он опустился с 6-й позиции на 11-ю.

Гонщики Williams оказались в такой ситуации потому, что очень рано провели первый пит-стоп, чтобы попытаться отыграть позиции за счёт более ранней смены шин. Масса сменил резину на 10-м круге, опередив в итоге Райкконена, Боттаса и Магнуссена. Смелость была вознаграждена.

Специалисты по стратегии исходят из вероятностей. Если говорить о вероятности выезда автомобиля безопасности в Сингапуре, то чаще всего это происходит как раз во время пит-стопов, когда гонщики активно атакуют, чтобы попытаться отыграть позицию. Ещё один фактор, который нужно учитывать – относительно большой период за автомобилем безопасности даже после мелких инцидентов.

Почему Хэмилтон не свернул в боксы

По сравнению с Red Bull и Алонсо, в Mercedes с Хэмилтоном использовали консервативный сценарий. Льюис остался на трассе, так что после ухода автомобиля безопасности ему нужно было оторваться от ближайшего соперника на 27 секунд, чтобы после неизбежного третьего пит-стопа вернуться на трассу впереди.

Хэмилтон ехал на две секунды быстрее соперников, которым приходилось беречь резину – они знали, что поедут на этом комплекте до финиша. В Mercedes воспользовались этим и попросили Хэмилтона атаковать. Цель не была в том, чтобы непременно оторваться на 27 секунд, важно было после пит-стопа опередить хотя бы Риккардо.

В Mercedes знали – на свежем комплекте Soft Льюис сможет относительно легко обогнать одного гонщика Red Bull Racing, но волновались по поводу двоих – они могли затеять рискованную игру, чтобы сообща удержать Льюиса позади. Именно поэтому они ждали до 52 круга, чтобы сменить резину на машине Льюиса – он выехал перед Риккардо и обогнал Феттеля в борьбе за победу. Изящно исполнено!

Сложная ситуация для Алонсо

В Ferrari знают, что Фернандо мог финишировать вторым, повторив свой лучший результат в сезоне, но команда упустила эту возможность.

В субботу Фернандо упустил шанс квалифицироваться третьим – машина позволяла, но он не смог собрать три лучших сектора на одном быстром круге. Испанец пытался отыграться на старте, опередив обоих гонщиков Red Bull, но срезал поворот и был вынужден вернуть одну позицию.

Тем не менее, после раннего второго пит-стопа на 24-м круге он опередил Феттеля и ехал вторым. Планы команды разрушил выезд автомобиля безопасности, к которому в Red Bull были лучше готовы – мы уже говорили об этом. Из-за этого, проехав всего семь кругов на третьем комплекте SuperSoft, испанец был вынужден заехать в боксы, чтобы сменить резину на Soft.

Если бы он сделал это после ухода автомобиля безопасности, то потерял бы гораздо больше позиций, а так – оказался четвёртым. К примеру, если бы он остался на трассе и сменил шины на 45-м круге, то выехал бы позади Грожана,12-м. Гонщики Red Bull уже использовали оба состава, как обязывает регламент, а Алонсо до этого ставили только SuperSoft, другого выбора у него просто не было.

Похожая стратегия была у Верня, который смог подняться с 14-й позиции на 6-ю, она позволяла обгонять, но соперники перед Вернем ехали более плотной группой, чем перед Алонсо, так что нет никаких оснований утверждать, что Алонсо мог добиться большего, чем четвёртое место. К тому же, у Фернандо не обошлось без проблем – ему понадобилось три круга после ухода автомобиля безопасности, чтобы прогреть резину и проезжать круги в темпе гонщиков Red Bull Racing.

Ещё один, менее известный факт – высокая температура тормозов на всех машинах, ограничивавшая возможность гонщиков атаковать на дистанции. Хэмилтону повезло, что Росберг сошел – не только потому, что он отыграл много очков – плотная борьба с Нико на дистанции могла привести к перегреву тормозов.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.