Накануне 15-го этапа сезона британский журналист Джеймс Аллен рассуждает о возможной тактике команд в Японии…
Сузука – это классическая трасса, где есть несколько знаменитых поворотов, но чтобы добиться успеха, важно учесть множество факторов, среди которых решающую роль часто играет правильный выбор тактики. Это убедительно подтвердил пример прошлого сезона, когда Red Bull Racing и Lotus боролись за победу, которая в четвёртый раз за пять последних лет досталась Себастьяну Феттелю. Что же станет определяющим в этот уик-энд?
Очень важно, чтобы тайфун «Фанфон» обошёл Сузуку стороной – теоретически, автодром может оказаться на его траектории примерно в воскресенье или понедельник. Движение тайфуна внимательно отслеживается, но организаторам придётся предусмотреть план действий на случай чрезвычайных обстоятельств.
У Гран При Японии впечатляющая история, с Сузукой связано немало славных моментов, и эта трасса занимает особое место в сердцах гонщиков. Как и в Спа, в скоростных поворотах Сузуки по-настоящему проверяется мастерство пилотов, прежде всего, на первом секторе, ведь эту связку быстрых извивов можно преодолеть по единственной оптимальной траектории.
В этом году к важнейшим элементам, влияющим на скорость, нужно причислить систему рекуперации энергии (ERS). Сузука – одна из тех трасс, где мало интенсивных торможений, поэтому добиться, чтобы мотор-генератор MGU-K полностью заряжал батарею, будет непросто. Учитывая особенности работы ERS, можно предположить, что результаты квалификации будут очень плотными, а поскольку система, разработанная Mercedes, обеспечит некоторое преимущество во время гонки, это поможет таким командам, как Mercedes AMG и Williams.
Для Red Bull очень важно постараться опередить Mercedes по итогам квалификации, чтобы стартовать с более предпочтительных позиций. У гонщика, который стартует с поул-позиции, расположенной на внешней стороне трассы, будет заметное преимущество, поскольку там намного выше сцепление с асфальтом, чем на внутренней траектории. Red Bull вскоре грозит штраф в виде потери 10 стартовых позиций за использование 6-й силовой установки, но в Сузуке команда постарается этого избежать. Вполне возможно, что и другие команды будут не слишком активно работать на тренировках, чтобы поберечь ресурс двигателей.
Первый и второй секторы круга подходят машине Red Bull Racing, поскольку там очень важна аэродинамическая эффективность, тогда как на 3-м секторе более существенную роль играет мощность двигателя.
Шины на Сузуке подвержены интенсивной деградации, поэтому Pirelli привезла в Японию резину составов Medium и Hard. В прошлом году для большинства пилотов более предпочтительным вариантом для гонки оказались жесткие шины, в том числе и потому, что машины на Hard вели себя более стабильно. Поэтому классической тактической схемой представляется старт на Medium, пит-стоп примерно на 12-14 круге и переход на более жёсткую резину, чтобы оставшиеся 40 кругов поделить на два отрезка на свежих комплектах Hard.
Несмотря на систему DRS, обгоны на Сузуке затруднены, хотя и возможны в шикане, расположенной после знаменитого поворота 130R.
Особенности трассы
Сузука, Япония. 53 круга по 5,807 км = 307,471 км. 18 поворотов.
Аэродинамика настраивается на высокий уровень прижимной силы. Трасса скоростная, её конфигурация напоминает восьмёрку. Максимальная скорость – 324 км/ч с системой DRS и 312 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 70% дистанции круга.
Время на торможении – всего 10% круга. 9 зон торможения. Износ тормозов – низкий. Время, необходимое для проведения пит-стопа – в среднем 22 секунды.
Расстановка сил
Гран При Японии – 15-й этап чемпионата мира. В 11-ти из 14-ти гонок победы доставались Mercedes, при этом Льюис Хэмилтон выиграл 7 раз, а Нико Росберг – четыре. Ни одному из них пока не удавалось победить на Сузуке.
У Себастьяна Феттеля, наоборот, прекрасные показатели на японской трассе: он добивался успеха в четырёх из пяти предыдущих Гран При Японии.
Если говорить о достижениях других гонщиков на Сузуке, то по одной победе на счету Фернандо Алонсо (он также побеждал и на Фудзи), у Дженсона Баттона и Кими Райкконена. Финн в 2005 году, выступая за McLaren, выиграл гонку за счёт великолепного обгона на последнем круге. Льюис Хэмилтон победил в Японии в 2007 году, но на трассе Фудзи.
Прогноз погоды
Сузука расположена недалеко от побережья, и здесь всегда возможны внезапные дожди, иногда настоящие ливни, которые порой сопровождаются сильными ветрами. Температуры могут варьироваться в широком диапазоне. Важно учитывать, что в тёплую погоду деградация резины идёт более интенсивно.
В воскресенье или в понедельник к Сузуке может приблизиться тайфун «Фанфон», по данным синоптиков, весьма мощный, и его появлению будут предшествовать сильные дожди.
Шины и другие факторы
Pirelli выбрала для Сузуки шины Medium (белая полоска) и Hard (оранжевая полоска). В этом году такое сочетание составов использовалось в Малайзии, Барселоне, Сильверстоуне и Монце.
Интересно, попробуют ли какие-то команды провести два отрезка на резине Medium, чтобы максимально воспользоваться её скоростным преимуществом и напоследок поставить Hard? Если кому-то удастся бережно расходовать ресурс Medium, то такая тактика может оказаться выигрышной. В прошлом году в Японии большинство гонщиков предпочли более жёсткие шины. Впрочем, в Сильверстоуне Даниэлю Риккардо удалось проехать на Medium целых 37 кругов.
Разница в скорости между двумя составами, вероятно, будет на уровне 0,8 секунды на круге в режиме квалификации. Но в Сильверстоуне в гонке не было особой разницы между Medium и Hard – возможно, это повторится и в Сузуке. Как и на британском автодроме, в некоторых поворотах шинам предстоит работать с предельными нагрузками. С прогревом резины проблем не будет: в поворотах первого сектора на шины воздействуют высокие боковые нагрузки.
Число и вероятное время пит-стопов
В прошлом году результаты компьютерных симуляций подсказывали, что вариант с двумя пит-стопами примерно на 5 секунд быстрее, чем с тремя. Большинство гонщиков проехали дистанцию с двумя пит-стопами.
Классический вариант: первый пит-стоп примерно на 14 круге, второй – примерно на 35-м. Вполне вероятно, что кто-то попытается опередить соперника за счёт более раннего второго пит-стопа, следовательно, финальный отрезок несколько удлинится.
Команды столкнутся с таким фактором, как температурная деградация, особенно от этого будут страдать передние шины, что продиктует выбор тактики. Команды будут проводить пит-стопы, реагируя на первые признаки деградации. Не раз в Сузуке мы видели, что на ход гонки заметно влияло появление автомобиля безопасности, что было на руку тем пилотам, на чьих машинах резина изнашивалась более интенсивно.
На японском автодроме необычная пит-лейн, и на пит-стопах можно потерять немало времени. Пит-лейн идёт под уклон, и гонщик иногда промахивается мимо боксов. В результате разброс времени, затраченного на проведение пит-стопов, более заметный, чем на других гонках.
Вероятность выезда автомобиля безопасности
Вероятность появления автомобиля безопасности на этой трассе весьма высока – 60%. Аварии на Сузуке чаще всего происходят на высоких скоростях, поэтому с асфальта приходится убирать обломки. Пять из семи предыдущих гонок на этом автодроме сопровождались выездом сейфти-кара.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com