Сегодня вечером в столице Перу, Лиме, пройдет официальный старт традиционного ралли-марафона «Дакар». По южноамериканским пескам и горам гонка пройдет уже в пятый раз.
Как и в прошлом году, дистанция проложена по территории трех государств – Перу, Аргентины и Чили. Однако на этот раз гонка пройдет в «обратную» сторону – из Перу в Чили. Причем, по ходу ралли-рейда участники дважды преодолеют Анды, что делает нынешний «Дакар» одним из самых высокогорных в истории. Финиш гонки состоится 19 января в чилийском Сантьяго.
Дата | Старт | Финиш |
05/01 | Lima | Pisco |
06/01 | Pisco | Pisco |
07/01 | Pisco | Nazca |
08/01 | Nazca | Arequipa |
09/01 | Arequipa | Arica |
10/01 | Arica | Calama |
11/01 | Calama | Salta |
12/01 | Salta | San Miguel de Tucuman |
13/01 | День отдыха | |
14/01 | San Miguel de Tucuman | Cуrdoba |
15/01 | Cуrdoba | La Rioja |
16/01 | La Rioja | Fiambala |
17/01 | Fiambala | Copiapo |
18/01 | Copiapo | La Serena |
19/01 | La Serena | Santiago |
Общая протяженность дистанции составит около 8500 км, из которых более 4100 км придется на скоростные спецучастки (для грузовиков чуть меньше – 3500 км). На ее преодоление у участников будет две недели, с одним днем отдыха на середине дистанции. При этом на старт гонки выйдет 453 «боевых» экипажа на мотоциклах, квадроциклах, внедорожниках и грузовиках – на 19 меньше, чем год назад.
Традиционно основное внимание приковано к зачету внедорожников. Определить здесь явного фаворита нетрудно. За единственную «полузаводскую» команду в заявочном листе, X-Raid, которая использует автомобили MINI, созданные при поддержке концерна BMW, выступает самый титулованный гонщик в истории «Дакара» Стефан Петрансель. Он же, к слову, выиграл и предыдущий «Дакар», причем в этой же команде.
В то же время после переноса знаменитого ралли-марафона в Южную Америку еще никому не удавалось победить в зачете внедорожников два раза подряд. И можно не сомневаться, что и на этот раз целый ряд пилотов сделают все, чтобы эта традиция не прервалась. К ним, в первую очередь, стоит отнести напарников Петранселя по команде X-Raid - или, по крайней мере, трех из них. Это победитель «Дакара-2004» в зачете мотоциклов испанец Хоан «Нани» Рома, победитель «Шелкового пути-2011» поляк Кшиштов Холовчик и двукратный чемпион мира по ралли-рейдам россиянин Леонид Новицкий.
Разумеется, есть конкуренты для Петранселя и в других коллективах. Нет сомнений, что удививший многих скоростью в прошлом году Робби Гордон на Hummer снова попытается навязать борьбу фаворитам. Правда, на этот раз действовать ему придется в одиночку – его прошлогодний партнер Нассер Аль-Аттия на этот раз приехал со своей командой Qatar Red Bull и будет выступать на багги собственной конструкции. Причем, напарником его станет знаменитый испанец, двукратный чемпион WRC и победитель «Дакара-2010» Карлос Сайнс! Правда, по признанию самого Сайнса, машина пока еще слишком «сырая», и чего от нее ждать – неизвестно.
Ещё один гонщик, имеющий опыт побед на «Дакаре» и обладающий достаточно быстрой и надежной техникой, чтобы вмешаться в борьбу за подиум, станет Жинель де Вильер. Второй год подряд он сядет за руль Toyota HiLux – а ведь в прошлом сезоне ему удалось финишировать третьим…
В этом же зачете, напомним, выступает и российская команда G-Force, за которую поедут Владимир Васильев и Борис Гадасин. Правда, для обоих пилотов этот «Дакар» будет первым, но они определенно обладают неплохой скоростью и весьма надежной техникой, так что при случае тоже смогут побороться за высокие места.
Но если в автомобилях есть надежда хоть на какую-то конкуренцию за лидерство, то в зачете мотоциклов интригой и не пахнет. В последних семи «Дакарах» борьбу за победы вели между собой два лидера команды KTM – Марк Кома и Сириль Депре. Все надеялись, что их соперничество продолжится и в нынешнем году, но в последний момент Кома отказался от участия в марафоне – в октябре он получил травму руки и так и не смог вовремя восстановиться. В его отсутствие вся интрига зачета сводится к тому, сможет ли хоть кто-нибудь из мотогонщиков соперничать с Депре пусть не в общем зачете, но хотя бы на отдельных спецучастках. К сожалению, внутри KTM пилотов, способных на подобное, похоже, нет.
В то же время это не значит, что поклонникам мотоциклов не на что будет посмотреть на нынешнем «Дакаре». Одним из самых значимых событий марафона уже стало возвращение в мотозачет заводской команды Honda. Конечно, вряд ли стоит ожидать больших откровений от совершенно нового мотоцикла, но авторитет японцев в мире мотогонок непререкаем, а состав пилотов оставляет некоторые надежды на то, что борьба нас все же ждет. Так, португалец Элдер Родригеш, выигравший год назад целых два СУ, на этот раз будет выступать именно на мотоцикле Honda.
Не стоит, разумеется, сбрасывать со счетов и коллективы Yamaha и Husqvarna. Тем более, что в Yamaha перешел Франс Верховен, а в Husqvarna к Барреде и Гонсалвешу пригласила еще и Хорди Виладомса. А вот Aprilia, к сожалению, свою команду закрыла.
Что касается квадроциклов, то тут ситуация еще более определенная, чем в «двухколесном» классе. Можно с уверенностью сказать, что победитель проведёт гонку за рулём Yamaha и почти наверняка будет аргентинцем. В прошлом году борьбу за победу вели между собой два брата, Алехандро и Маркош Патронелли. Выиграл тогда Алехандро, но на этот раз он участия в гонке не примет.
В зачете грузовиков, напротив, интрига закручена до предела, и предсказать тут результаты вряд ли кто-то возьмется. Череда побед пилотов команды «КАМАЗ-Мастер» в прошлом году внезапно прервалась, когда на смену заслуженным Фирдаусу Кабирову и Владимиру Чагину, выигравшим восемь из девяти предыдущих «Дакаров», пришли молодые Эдуард Николаев и Айрат Мардеев. Но Айрата подвел двигатель, Эдуард был дисквалифицирован, а оставшийся в строю третий заводской экипаж Андрея Каргинова в итоге уступил клиентскому «КАМАЗу» Артура Ардавичуса и с трудом опередил камазовскую же «боевую техничку» Ильгизара Мардеева…
Разумеется, российская команда полна решимости отыграться за прошлогодние неудачи, взяв реванш у Жерара де Роя и Ханса Стейси, выступающих на Iveco. Однако этот «Дакар» станет первым в истории нашей команды, когда ею не будет руководить ее основатель Семен Якубов – его место занял Чагин. В большой степени ралли-марафон станет проверкой и для него.
К тому же в спину лидерам дышит и Алеш Лопрайс на Tatra. В прошлом году опытный чех потерпел аварию, но в нынешнем на существенно доработанном грузовике планирует вмешаться в борьбу за победу.
Второй год подряд стартуют в «Дакаре» белорусские «МАЗы». Пилотами их стали Александр Василевский и Сергей Вязович. А на грузовике Ginaf в гонке вновь примет участие экс-пилот Формулы 1 Ян Ламмерс.
Всего в ралли-рейде «Дакар-2013» примут участие 39 квадроциклов, 183 мотоцикла, 156 автомобилей и 75 грузовиков. До финиша, впрочем, доберутся далеко не все…