Однажды весною, в час небывало жаркого заката, меня посетило удивительное видение: пенсионеру Шумахеру разрешили в порядке исключения выйти на старт Гран При вместе со всей нынешней бражкой за рулем третьей Ferrari, точно такой же, как у Кими и Фелипе. Ну, типа, пусть ветеран прокатится как бы вне зачета, пусть научит всех этих молодых да ранних, как надо ездить. Жалко, что ли? Очков за это не дадут ни ему, ни команде, но зрелище-то будет – приходи глядеть! Рейтинги, небось, зашкалят до невозможности: стрелка счетчика глобальной телеаудитории (если такой, конечно, где-то существует) просто ляжет, подобно стрелке тахометра, которая давно уже зашла в красный сектор и уперлась в ограничитель: все, предел, дальше некуда, дальше движок пойдет вразнос...
Скажете, что это совершеннейшая фантастика, что быть такого не может, потому что не может быть никогда. Мол, есть Спортивный регламент FIA, где четко прописано, сколько машин разрешено выставлять каждой команде, и где в принципе нет никаких допущений насчет каких-либо выступлений вне зачета, пусть даже ради единственного и неповторимого семикратного чемпиона.
Верно, есть такой регламент. Но ведь есть и Договор Согласия, где тоже все четко прописано, ну, например, насчет клиентских шасси: они однозначно запрещены. Однако Super Aguri с удовольствием гоняет на прошлогодней Honda, порой даже обставляя заводские машины той же марки – что мы и наблюдали в Испании. Получается, на практике все в этой жизни относительно, даже самое безусловное? И все молчат, только один мой знакомый румын по имени Колин Коллес, босс Spyker, продолжает настаивать, что договоренности, подписанные, между прочим, руководителями всех без исключения команд, цинично попираются. Самое смешное и одновременно печальное состоит в том, что он говорит о вещах очевидных, которые вообще не нуждаются в доказательствах. И что слышит в ответ? Да ладно, отмахиваются от него бюрократы из FIA, расслабься, все же так хорошо складывается, все довольны, а ты один тут крыльями размахался!
Разумеется, Коллес прав. Например, это открыто признает Рон Деннис. В майском номере F1 Racing опубликовано весьма любопытное интервью с главой McLaren, где Деннис говорит буквально следующее: «Если честно, судебные разборки дорого обходятся и отнимают время, а поскольку нынешняя ситуация не затрагивает наши интересы (вряд ли Super Aguri и Toro Rosso на трассах представляют собой реальную угрозу McLaren), то мы точно не будем тратить деньги и время (в судах) из-за казуса, возникшего в 2007 году. Но я весьма сочувственно отношусь к позиции, занятой некоторыми командами (т.е. Spyker и даже Williams)». Конец цитаты.
На фоне этого вопиющего насилия над Договором Согласия, вопреки которому упомянутые Super Aguri и Toro Rosso ездят на готовеньких, разве что несколько устаревших, но вполне еще прытких шасси производства материнских команд, мои майские грезы о том, что Шуми разрешили тряхнуть стариной, выглядят абсолютно невинно. Итак, предположим, FIA пошла навстречу пожеланиям трудящихся и разрешила Михаэлю Рольфовичу выйти на старт – во имя Его Величества Рейтинга. Каким будет результат такого Гран При?
Все сосредоточились? Призовем на помощь наши убогие и дилетантские представления о Теории относительности. Беспокоить дух гениального Эйнштейна (кстати, земляка Петера Заубера, тоже человека весьма тонкого ума) мы не будем: ограничимся популярным толкованием, предложенным в свое время М. М. Жванецким. Ежели кто не в курсе – была у него презабавная абстрактная миниатюра на эту тему. Почти ничего не помню, но ключевая фраза в голове засела: «И тут мы толкаем его в очки. И он – что? Падает! Относительно чего? Относительно домов!»
Итак, относительно кого из нынешних героев Шуми поднимется, а относительно кого упадет, если такая гонка состоится?
Аутсайдерами и даже вторым эшелоном пренебрегаем, с ними все ясно, но вот в группе лидеров чемпионата могут образоваться любопытные расклады. Например, вероятнее всего, Масса окажется быстрее Шуми, раз уж он пока опережает Кими в квалификациях. Финн в этом сезоне ведет себя как-то непривычно: он никогда раньше не жаловался на то, что не может совладать с матчастью, а тут мы регулярно слышим, что он не вполне доволен машиной, еще не до конца ее приручил, хотя уже четыре этапа позади. Шуми же, нисколько в этом не сомневаюсь, будет достаточно пары тестовых дней за рулем Ferrari F2007, чтобы Сavallino из Маранелло смирился под опытным седоком, почуяв под ребрами шпоры Хозяина.
Идем дальше: гонщики McLaren в этом сезоне претендуют на многое, и, как мы видим, лидируют в чемпионате, хотя сами при этом говорят, что Ferrari все-таки чуточку быстрее. Я почему-то думаю, что юный Хэмилтон был бы еще злее, и стартовал бы еще острее и самозабвеннее, если бы в соседней машине рядом с ним в гонку уходил легендарный семикратный чемпион. Так сказать, из принципа, из молодежно-максималистских побуждений. Исходя из всего сказанного, приходим к выводу, что впереди у нас летел бы Масса, за ним – Хэмилтон, а следом – немец. А почему не испанец? Объясняю: у Шуми с Алонсо – старые счеты, и первый бы просто из кожи вон лез, чтобы отыграться за прежние обиды. А у Фернандо нынче неважное настроение: его Хэмилтон обижает. Читали, небось, про то, как старый и мудрый Ники Лауда прямо, без обиняков посоветовал Алонсо пересмотреть подход к гонкам, пока не поздно. Все это настроения не поднимает, а когда у Алонсо неважное настроение, у него не все получается на трассе – такая наблюдается зависимость. Так что же мы имеем в сухом остатке?
Поскольку у «красных» пока есть некоторое скоростное преимущество, то получается, что впереди летел бы Масса, за ним – на некотором расстоянии, – веселый парень Хэмилтон, а уж потом Шуми. У него на хвосте висел бы насупленный Алонсо, который в свою очередь параллельно вел бы разборки с Кими. Впрочем, как вы понимаете, это совершенно неустойчивая ситуация, и все в ней может мгновенно поменяться, – скажем, после очередной волны пит-стопов, – но она все же вероятна, в случае если вы, конечно, захотите согласиться с моим фантастическим допущением.
А если вы думаете, что это полнейший бред, автору которого явно напекло головку – так это тоже нельзя исключать – эвона какие нынче стоят погоды! Может, и не Бахрейн, но почти как в Стамбуле прошлым летом. И все же мне кажется, что любые досужие рассуждения подобного свойства вполне безвредны, и здравого смысла и сцепления с реальностью в них даже больше, нежели в идее ночных гонок (которые нам уже обещаны) или массовом переходе на турбодизеля V6 объемом 2,2 на рапсовом масле. Нет, конечно, в мире есть немало странного, и где-то увлеченно гоняют и на тракторах, и на газонокосилках, и по ночным овальным трассам – все это есть, не спорю. Но причем здесь Формула 1?