F1ЛОС'офия: Рождественская порка

Ах, Рождество!.. Старая, как мир, но столь дорогая значительной части человечества история, которая некогда началась, и, по-видимому, не закончится никогда… И не столь важно, отмечаете вы этот праздник, или нет, а если отмечаете, то когда, – по григорианскому календарю, или по юлианскому – главное, что он светлый, и что наполнен неким глубоким смыслом. Однако не надо думать, что в этот день все равны – нет, даже в Рождество каждому воздается по делам его…

На днях мы рассказали про веселенькую поздравительную открытку, которую Бернард Чарльзович Экклстоун отправил всем своим деловым партнерам, прежде всего, командам Формулы 1. Показателен сам сюжет, в котором обыгрывается одна из линий христианской мифологии, связанных с Рождеством. Как известно, в этот день все рассчитывают на подарки. Но не случайно в немецкой культурной традиции, и F1News.ru об этом тоже упоминал, кроме милого Святого Николауса, который вознаграждает хороших детишек за послушание и прочие добродетели, присутствует и персонаж по имени Кнехт Рупрехт. Таскает он с собой пучок розог и мешок, наполненный луковицами. И если чадо за истекший год показало себя не с лучшей стороны, очевидно, ему предстоит иметь дело с этим малосимпатичным типом. Провинился в меру – получай луковицу, а ежели набедокурил по-крупному – вот тебе по филейным частям!..

Как говорится, в любой шутке есть доля шутки. Надо полагать, в открытке, отправленной Экклстоуном, закодировано некое послание всей Формуле 1. Кое-что лежит на поверхности, но что-то, наверное, зарыто поглубже. Так чем же провинился наш любимый спорт? Перед кем? Уж точно, не перед старым сластолюбом Максом Мосли, который с легкой руки Берни на картинке выполняет функции вышеупомянутого Рупрехта. Однако год, действительно, был такой, что досталось всем…

Другое кино…
Кого ни спроси, за что он (она) любит Формулу 1, среди прочих достоинств обязательно будет названа ее непредсказуемость. С одной стороны, все правильно, но с другой… Ну-ка, вспомним навскидку, велика ли была степень этой самой непредсказуемости в овеянные (теперь уже) легендами времена тотального и практически безоговорочного господства Семикратного?

Особенно непредсказуемыми, конечно, были сезоны, когда Михаэль Рольфович в одни ворота выигрывал титул еще в середине лета. И что удивительно: и телерейтинги тогда были, что надо, и трибуны автодромов ломились от публики, и команды из Формулы 1 не уходили, а быстро и легко, буквально на ходу передавались из рук в руки, словно эстафетные палочки. Вот и получается, что все в мире относительно…

И вот, наконец, мы получили сумасшедший чемпионат, в котором нельзя было предугадать даже исход отдельной гонки (порой даже за круг до финиша), не говоря уже о сезоне в целом… Неожиданностей и впрямь было больше, чем достаточно, – однако, по мере того, как последний круг Гран При Бразилии уходит в прошлое, усиливается какое-то странное ощущение. Попытаюсь сформулировать…

То, что мы увидели в 2008-м году, – это было какое-то другое кино.

Помните, что перво-наперво сделал новоиспеченный чемпион мира, Льюис Хэмилтон, из Сан-Паулу прилетев домой, в Лондон? Вместе со своей длинноногой подружкой Николь отправился в кино, на новую серию Бондианы, фанатом которой он является, кстати, как и автор этих строк. Посмотрев «Квант Милосердия», Льюис пришел в восторг и заявил, что это лучшая серия, которую он когда-либо видел.

Лично я, посмотрев то же самое, лишь пожал плечами и потом всем говорил, что солидарен с мнением британской критики, практически единодушно вынесшей «Кванту» следующий вердикт: «ни логики, ни юмора, ни даже секса». Впрочем, что же вы хотите: категория фильма по тамошним стандартам – 12+. Т.е. предназначен он для детей в возрасте ОТ 12 лет.

А ведь, поди ж ты, многим понравилось: в мировом прокате «Квант» собрал немногим меньше действительно превосходного «Казино Рояль» с тем же Дэниелом Крэйгом – те же полмиллиарда в прицепом долларов. Новые времена – новый Бонд...

...И новая Формула 1?
Нам всем свойственно упрощать, сводить все к нехитрым понятным схемам, чтобы полутонов и нюансов было по возможности поменьше. Может быть, мир при таком подходе становится плоским и черно-белым, зато если уж радость – то без границ, если печаль, то… Нет, о грустном лучше не будем. Мир Формулы 1 все-таки Рождество справляет, с этим надо считаться. Хочется верить, что даже у нескольких сотен сотрудников Honda Racing настроение более-менее праздничное, потому что надежда – она ведь, как известно, держится до конца…

Кстати, не знаю, как вам, а мне очень хочется, чтобы команду кто-нибудь приобрел. А во главе нового проекта, который можно было бы назвать, скажем, «Феникс» (мотив, по-моему, ясен) встал бы тот же Дэйв Ричардс. Доводилось с ним встречаться, приятный джентльмен, и очень серьезный профессионал. Хочется верить, что у него ОПЯТЬ все получится. В прошлый раз ведь получилось… Кто-то скажет, что в одну воду нельзя войти дважды, однако, ТА «вода» называлась B.A.R., а эта – Honda. Впрочем, люди в команде во многом те же, да и география не поменялась: она по-прежнему базируется близ городка Брэкли, буквально в пяти минутах от Сильверстоуна. Кстати, премилое местечко, добрая старая Англия – рекомендую.

Может быть, времена, когда на трассах практически безраздельно господствовал Шумахер, потому и вспоминаются многими с таким придыханием, что тогда все, или почти все, было просто и ясно? Были Михаэль и Ferrari – и остальные. Супергерой, которому противостояли тоже вполне крепкие ребята. Для кого-то, допускаю, – антигерой, но тоже «супер».

А что мы видели в этом году? Ожидалось противостояние прошлогодних чемпиона и вице-чемпиона, а прочие должны были подносить патроны и довольствоваться дележом оставшихся мест. Но вышло по-другому. На вакантную должность супергероя не потянул никто. Нет, отдельные гонки и Хэмилтон проводил отменно, и Фелипе Масса, и Кими Райкконен. Но уж больно много все они вместе, и каждый в отдельности, допустили ошибок. Короче, не убедили. И, наверное, никто не будет спорить, что по-хорошему чемпионаты выигрываются не в последнем повороте последнего круга. Наверное, и такое возможно, но в результате какой-нибудь очень принципиальной схватки длиною в сезон, а не вследствие череды случайностей.

Поразмыслив над итогами года, приходишь к выводу, что все было как-то сумбурно, и неожиданности по большей части носили характер нездоровых сенсаций. Достаточно вспомнить, как Кими вынес ни в чем не виноватую Force India в Монако; как Льюис рванул на красный свет в Монреале, со всеми вытекающими, и как его самого потом наказали в Спа; как в Венгрии Массу подвел мотор, а в Сингапуре – система сигнализации во время пит-стопа… И это далеко не полный список. Не чемпионат, а какая-то комедия ошибок.

Заметьте, в иной ситуации все эти происшествия могли сделать сезон острее, добавить перцу и пряностей, если бы была в нем некая главная сюжетная линия, на которую нанизывались бы как отдельные Гран При, так и разного рода казусы, по ходу гонок случавшиеся. Но этой линии, т.е. основной интриги, видимо, не было. По крайней мере, я ее не почувствовал. А запомнились другие вещи, порой крайне далекие от спорта, например, тот же скандал, связанный с президентом FIA Максом Мосли. Именно эта история и была обыграна в доброй рождественской открыточке, с которой мы начали повествование.

Реальная же интрига проступила только под финиш сезона, когда началось противостояние Хэмилтона и Массы, и последний акт пьесы, а именно, Гран При Бразилии, действительно удался, – но все это воспринималось, скорее, как яркий, но отдельный эпизод.

Возможно, все это, так или иначе, было предопределено глубинными противоречиями, накопившимися в недрах Формулы 1 и требовавшими скорейшего разрешения. Может быть, в этом сезоне Ф1 из последних сил боролась сама с собой и с той непростой ситуацией, в которую она себя загнала?..

Розги или луковица?
Впрочем, нельзя сказать, что все это было так уж неожиданно. Ведь не зря еще в докризисные времена закладывались те весьма серьезные изменения, которые сейчас на наших глазах претерпевает Формула 1. Годами профессионалы твердили, что без снижения эффективности аэродинамики увеличить вероятность обгонов невозможно – но эти реформы происходят только сейчас. Разумеется, крайне не вовремя началась ерунда с глобальной экономикой, но, судя по принятым в последние недели решениям, Ассоциация команд Формулы 1 (FOTA) и FIA смогли сообща предпринять ряд маневров, эффективность которых мы сможем оценить в следующем году.

Теоретически, на все эти меры, которые сейчас носят явно пожарный характер, можно было пойти несколько раньше. Тогда, возможно, и к кризису все оказались бы подготовлены лучше, и Honda никуда бы не ушла. С другой стороны, логично предположить, что именно последний год, когда Ф1 еще жила по «старым» законам, и должен был стать самым сложным и противоречивым.

В общем, так получилось, что наш любимый спорт вступает в новую эру своей истории, будучи явно не в лучшей форме. По сути, Формулой 1 в целом, или какими-то ее аспектами, или поведением отдельных героев, недовольны и болельщики, и журналисты, и спонсоры. Следовательно, Ф1 перед всеми нами, вольно или невольно, но – провинилась. А раз провинилась – то подарков на Рождество она не заработала. Впрочем, розги, – это все же, по-моему, передержка. Думается, хватит и луковицы, горькой, но зато полезной и богатой антикризисными витаминами.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё