Евгений Иванович Трошкин, заведующий детским садом №83 города Москвы, в свое время четко сформулировал главную отличительную черту стамбульской гонки Ф1: «так это в Турции, там тепло». И ведь действительно было тепло – три года подряд. Не все, конечно, пребывали в полном восторге от августовской жары, но уж как минимум устроителям этапа не приходилось краснеть за пустые трибуны.
О том, что лучшее – враг хорошего, известно давно. Помнится, некоторое время назад гонку в Сильверстоуне тоже попробовали сдвинуть на апрель – так, интереса ради. Закончилось все печально – болельщикам после финиша пришлось по несколько часов ждать, пока специально обученный трактор вытащит их машины из грязевого месива, в которое каждодневные дожди превратили стоянки. Да Рубенс Баррикелло, который уже было собирался открыть счет победам за Ferrari, тоже увяз на топкой обочине.
Его земляк и в известной степени сменщик Фелипе Масса таких просчетов в Турции не допустил. Что любопытно – бразилец, похоже, относится к тому редкому типу гонщиков, которым не все равно, где выступать. Если у Фернандо или Кими победы распределены более-менее равномерно по разным трассам чемпионата, то достойного сына Сан-Паулу явно можно назвать специалистом по Истанбул-парку, кольцу в Бахрейне (если забыть о памятном развороте 2006 года в дебютной гонке за Скудерию) и домашнему Интерлагосу. Вот только хороша ли такая узкая специализация? Ведь сейчас, когда у Фелипе появилась реальная возможность потягаться с напарником за звание сильнейшего в команде – а по совместительству и в чемпионате мира – «универсальный» Райкконен будет иметь пусть небольшое, но преимущество.
Безусловно, эта теория еще должна проверку временем, но можно не сомневаться, кто именно будет фаворитом у букмекеров, когда Формула 1 в следующем году (неважно, в каком месяце) вновь приедет в Турцию. Недаром Масса регулярно признается этой стране в любви и даже является спонсором местного футбольного Фенербахче – она явно отвечает ему взаимностью. Хотя и тут нужно сделать оговорку, даже две. Во-первых, кто знает, как изменится за год расклад сил и не потеряет ли Ferrari нынешние лидирующие позиции? А во-вторых, положение самого Фелипе в команде не назвать слишком уж устойчивым, и если по какой-то причине гонщик собьется с нынешней победной поступи, даже действующий контракт не гарантирует ему места в кокпите. Ибо желающих занять его – хоть отбавляй.
Но не стоит о грустном. Вот Себастьян Феттель, например, впервые в сезоне доехал до финиша. Правда, самым последним. Будь на трассе кто-то из Super Aguri – глядишь, и не пришлось бы немцу замыкать протокол. Но увы, Сузуки-сану пришлось сделать гоночное харакири, и в поредевшем пелотоне звание главного аутсайдера перешло к Force India и Toro Rosso. Первым не привыкать, а вот о том, что вторые ведут свою «родословную» от Minardi, в последние годы как-то стало забываться. Возможно, новая машина и выправит положение, а пока Себ и Себ оказались у опасной черты.
Что до неважного результата Феттеля, то на этом конкретном этапе он стал следствием отказа заправочной машины – и еще одного очень интересного факта. По традиции, первый турецкий поворот редко обходится без желтых флагов. Здесь даже есть свой специалист, похожий по стабильности на Массу – это Джанкарло Физикелла, который третий год подряд крушит машину в самом дебюте. Так вот, среди тех, кто не избежал проблем, на этот раз оказались Хейкки Ковалайнен, Адриан Сутил и упомянутый уже Феттель. Всем троим нужно было ехать в боксы: менять проколотые шины и свернутые носовые обтекатели.
Как поступил финн – хорошо известно. Он честно проехал за машиной безопасности два круга, а потом, когда соперники понеслись вперед, на ошметках покрышки поплелся в боксы. А немцы? Оба поехали к гаражам команд при первой возможности, и успели пристроиться в хвост колонны еще до рестарта. А теперь внимание, вопрос: был ли хоть один из двоих наказан судьями за то, что въехал на пит-лейн еще до того момента, как тот был официально открыт? Более того: были ли эти пит-стопы хотя бы показаны в трансляции? Нет, не были – режиссер предпочел сконцентрировать свое внимание не Бернде Майландере и Назире Хусейне внутри серебристого Мерседеса.
Красивый ракурс, спору нет. Но как объяснить все случившееся, скажем, Нику Хайдфельду и Рубенсу Баррикелло, которые сполна испили в прошлых гонках чашу судейской справедливости за точно такие же проступки? Занятный это спорт – Формула 1, что ни говори…
А если уж речь зашла о Рубенсе, то как же не сказать пару слов про его рекордную 257-ю гонку. Ведь на самом деле она была вовсе не рекордной и уж тем более не 257-й. Заинтригованы? Тогда, пользуясь служебным положением в личных целях, приглашаю всех к экранам во время Гран При Монако – и обязуюсь по ходу репортажа рассказать об этой истории во всех подробностях.