Макс Мосли: Давайте я сразу перейду к тем решениям, которые были приняты по итогам сегодняшней встречи. Прежде всего это касается квалификации. Теперь в Формуле 1 она будет состоять из двух сессий, в пятницу и субботу, с 13 до 14 часов местного времени. По одному быстрому кругу на чистой трассе. Порядок выезда пилотов в пятницу зависит от позиции в чемпионате, лидер появится на трассе первым, второй - вторым. В начале чемпионата ориентиром будут результаты прошлого сезона. В субботу порядок выезда на трассу будет зависеть от результатов, показанных в пятницу - самый быстрый в пятницу выйдет на трассу последним. Регламент совершенно новый, он окажет серьезное давление на гонщиков, которым придется выложиться на единственном быстром круге.
Свободные заезды останутся на месте, но в связи с пятничной квалификацией первая сессия практики пройдет в пятницу с 11 до 12, а вторая - в субботу с 9 до 9.45 и с 10.15 до 11. Если к 15 декабря, хотя бы три команды заявят FIA о том, что они не будут работать на тестах больше 10 дней в период с 1 марта по 1 ноября, то они смогут участвовать в двухчасовых свободных заездах в пятницу, с 09.00 до 11.00, используя запасную машину и своего тест-пилота, а потом - в общих свободных заездах с 11 до 12. Но это произойдет только в том случае, если найдутся хотя бы три команды, которых такой вариант устроит.
Мы изменяем формулу начисления очков. Вместо схемы 10-6-4-3-2-1 будет использоваться 10-8-6-5-4-3-2-1. Таким образом очки получат восемь пилотов, разница между первым и вторым местом сократится на два очка, а за седьмое и восьмое место пилоты получат два и одно очко. Досрочно выиграть чемпионат будет гораздо сложнее.
Теперь о командной тактике. Подобная тактика, влияющая на результаты гонки, запрещается. Команды больше не смогут влиять на результаты гонки.
Гран При Бельгии. Мы не смогли найти общего знаменателя по этому вопросу, команды не договорились по поводу того, чтобы выступать в Бельгии без табачной рекламы, поэтому гонка в Спа была исключена из календаря чемпионата мира 2003 года.
О резине. Каждой команде разрешается использовать два оригинальных типа резины на каждом этапе. Раньше поставщики резины снабжали всех своих партнеров двумя одинаковыми составами резины и команды вынуждены были выбирать из этих двух составов. Теперь такого ограничения нет.
Это все самое важное, что было важно подчеркнуть. Мы обсуждали множество других проблем, включая затруднения при обгоне и пришли к выводу, что необходимо менять не только шасси, но и трассы, чтобы обеспечить такую возможность. Все признают, что перед тем, как обгонять, нужно сначала догнать соперника. Обсуждали мы и HANS, систему, которая станет обязательной в будущем сезоне. Гонщики могут изменять HANS, если есть физические проблемы, но эти изменения должны быть согласованы с Комиссией по безопасности.
Это очень краткий и сырой анализ принятых нами решений, в ближайшее время мы выпустим официальное заявление для прессы, разъясняющее все вышесказанное доступным языком. Теперь мы с Берни будем рады ответить на ваши вопросы.
Вопрос: Два вопроса для вас обоих. Разъясните, на квалификации в пятницу пилоты будут стартовать в зависимости от результата прошлого чемпионата, или от результатов, показанных в текущем году?
Макс Мосли: В соответствии с положением в чемпионате. Исключение будет сделано только для первой гонки, ведь сезон все начинают с нуля и мы будем использовать результаты прошлого сезона.
Вопрос: Вторая машина. появившаяся на трассе будет на быстром круге в тот же момент, когда на трассе еще находится первая машина? Вы ведь хотите уложиться в час, не так ли?
Макс Мосли: Да, все пройдет в течении часа. Все трассы разные, меняется и время на круге. Схема будет такой, в тот момент, когда первая машина заканчивает первый круг, вторая его начинает. Точный график будет разрабатываться в зависимости от конкретной трассы. Важно то, что никаких проблем гонщику во время быстрого круга не будет.
Вопрос: Некоторые изменения кажутся весьма радикальными, хотя прежде вы отрицали такую возможность. Вы считаете их будет достаточно, для того, чтобы вернуть зрителей на трибуны?
Макс Мосли: Я хочу попросить Берни высказаться по этому поводу через мгновенье. Нам нужно было найти разумную грань между тем, чтобы сделать достаточно, но не перестараться. В последние три или четыре недели мы слышали очень радикальные предложения, совсем недавно мы обсуждали вопрос присуждения очков первым десяти пилотам. Кажется оптимальный баланс найден, мы существенно изменили регламент, но не сделали ничего лишнего. Берни, что вы об этом думаете?Берни Экклстоун: Во-первых, я действительно не знаю, почему снизилась аудитория спортивных болельщиков, он упал у большинства программ. Рейтинг Формулы 1 гораздо выше многих других видов спорта и я надеюсь, что предложенные изменения позволят оживить чемпионат. И все же это Формула 1, а не чемпионат по туризму, мы не меняем регламент коренным образом, а стараемся сделать гонки гонками. Я уверен, что Рон и Френк, боссы очень конкурентоспособных команд, не довольны существующим положением. Они не привыкли проигрывать, у них сердце победителя и в следующем году они окажут серьезной сопротивление Ferrari.
Вопрос: Есть ли шанс у гонки в Спа вернуться в чемпионат, если правительство Бельгии изменит свою политику в отношении табачной рекламы? Ходят слухи, что вместе Формулы 1 в Спа могут появиться машины Champ Car, это правда?
Берни Экклстоун: Я думаю, что законы поменяются и в 2004-м мы вернемся. А гонки CART мы там вряд ли увидим.
Вопрос: (на французском)
Макс Мосли: Думаю я не должен отвечать на французском. Решение по поводу Спа очень простое. Всемирный Совет решил, что если все команды не согласятся участвовать в гонке без табачной рекламы, то этап будет исключен из календаря. Запрет на табачную рекламу не может начаться раньше 2006 года и как только команды сказали, что они не готовы выйти на трассу без спонсорских логотипов, мы приняли соответствующее решение. Гонка может вернуться в календарь в 2004-м, если проблема будет решена. В Европейском Союзе и во всем мире знают, что в Формуле 1 табачная реклама будет запрещена в 2006 году, а не в 2003-м.
Вопрос: Что вы можете сказать об обмене с Гран При Австрии, это невозможно?
Макс Мосли: Мы не можем менять календарь подобным образом по ряду причин.
Вопрос: Как это повлияет на финансовую сторону дела?
Макс Мосли: Самое серьезное влияние на финансы окажет ограничение числа тестов. Теперь у небольших команд, которые не хотят проводить интенсивные тесты, есть возможность два часа дополнительно поработать на трассе в пятницу. Я думаю, мы стимулируем многие команды отказаться от большой тестовой программы, а это сэкономит серьезные средства. Я надеюсь, что преимущество двух дополнительных часов работы на трассе, принимающей у себя Гран При, окажется решающим и в конечном счете этот вариант выберут все команды. Экономия может составить от двух до трех сотне миллионов в год.Берни Экклстоун: Макс, здесь важно отметить, что эта мера направлена не против сильных или слабых команд, богатых или бедных. Она открыта для всех, независимо от иных факторов. Макс очень правильно заметил, когда команды проанализируют ситуацию, то поймут, что лучше отказаться от дорогих тестов и сконцентрироваться на том, что предлагается.Макс Мосли: Абсолютно.
Вопрос: Что вы можете сказать по поводу других предложений по сокращению стоимости чемпионата, вроде ограничения числа моторов, которые обсуждались в Японии?
Макс Мосли: Единственное предложение, которое прошло, это сокращение числа тестов, причем сугубо добровольное. Дальше будем обсуждать вопрос с моторами и добьемся одного мотора на уик-энд в 2004-м, но сейчас главное - тесты, это серьезная, глобальная экономия.
Вопрос: Почему не прошла идея с балластом? Сколько будет гонок в следующем чемпионате, только 16, или появится другая трасса?
Макс Мосли: Сначала отвечу на второй вопрос. Гонок будет 16, ведь так, Берни? А предложение нагружать машины балластом не прошло потому, что мы должны были найти решение, не создающее проблем для любой из команд. Было и другое предложение - те, кто занимает места выше в чемпионате по нему должны были выезжать на квалификацию с большим количеством топлива. Нов итоге мы поняли, что это не совсем то, что хотелось бы видеть. Лучше, если Шумахер, или кто-то еще будет ехать с той скорость, на какую он способен, без всяких ограничений. Надеюсь новая схема квалификации немного изменит стартовую решетку, наверняка будет больше обгонов и гонки станут интереснее.Берни Экклстоун: Предложение было слишком сложным, поэтому было отвергнуто. Мы хотим поощрить команды на борьбу. Они должны обыграть Ferrari, а не принять от нас милостыню. Им и не нужны подарки, команды намерены бороться честно.Макс Мосли: А мы посмотрим, что у них получится.
Вопрос: Как полиция Формулы 1 будет следить за командной тактикой? Команды ведь очень легко могут просто придержать пилота в боксах, придумать механические проблемы, вместо прямого приказа пропустить на финише...
Макс Мосли: Мы будем тщательно следить за этим и если будет задержка, то стюарды разберутся в причинах. Но команды и сами поняли, что командная тактика вредит Формуле 1, думаю больше мы ее не увидим.Берни Экклстоун: Обмануть не так просто, если действия команды очевидны для вас, то они очевидны и для стюардов.
Вопрос: Многим кажется, что Формула 1 становится скучной...
Берни Экклстоун: Все эти разговоры по поводу отсутствия обгонов мне кажутся не слишком честными. В этом году в чемпионате была команда и гонщик, которых можно назвать выдающимися и очень жаль. что в этой команде не нашлось пилота, который мог бы выступать на столь же высоком уровне. Никто ведь не смотрит мотогонки в классе 150, а там обгоняют по 50 раз на круге. Есть те, кто понимают Формулу1.Макс Мосли: Я думаю, мы все немного испорчены тем, что в последние семь лет судьба пяти чемпионатов решалась в последней гонке сезона. Болельщики привыкли к плотным результатам. Новый регламент квалификации, я уверен, даст преимущество командам, выбравшим наш вариант тестов, прибавьте к этому либерализм в отношении резины. Будет удивительно, если следующий чемпионат не пройдет в плотной борьбе, но здесь не все зависит от руководства чемпионата. Интрига, конкурентоспособность зависит от ведущих команд, от их работы. Но все настроены на борьбу, посмотрим получится ли, но я уверен - получится.
Вопрос: Есть ли какая-то определенная причина по которой тройка ведущих команд предпочтет работу в пятницу собственной программе тестов?
Макс Мосли: Пока никаких поводов для этого нет, но мы считаем, что по мере того, как система будет развиваться, они тоже примут наш вариант. В этом году все подписи должны быть поставлены до 15 декабря, кто не захочет - будет работать по привычной программе.
Вопрос: В результате они смогут проводить тесты везде, где захотят, 100 дней в Фьорано и так далее?
Макс Мосли: Да, если они смогут себе это позволить. У других команд такой возможности нет и мы надеемся, что новая система даст такое преимущество командам, ее принявшим, что в следующем году ее примут и богатые команды. Сейчас главная задача - позаботиться о командах, которые не могут тратить так много денег впустую, или не хотят этого делать.
Вопрос: Как это скажется на желании автопроизводителей организовать собственный чемпионат под эгидой GPWC?
Макс Мосли: Я не думаю, что это стоит серьезно обсуждать. Не хочу выглядеть злым, но пока они лишь говорят о такой возможности в 2008 году. Я не знаю, будем ли мы с Берни здесь к тому времени и я уверен в том, что руководство автопроизводителей тоже сменится, разве что кроме Монтедземоло. Они в течении двух лет развивают эту тему, но никакого технического регламента, ничего, чтобы демонстрировало серьезность их намерений я не вижу. Трудно предсказать, что случится в Формуле 1, но еще труднее понять, о чем они говорят. Мне все это кажется не серьезным.Берни Экклстоун: У них отличные машины, но нет единой идеи. Нет того, за кем бы они могли пойти.
Вопрос: Обсуждали ли вы вопросы сокращения применения электроники? Не снужно ли сделать так, чтобы в гонке большее зависело от гонщиков?
Макс Мосли: Обсуждали, эти предложения требуют единодушного одобрения команд. Наиболее очевидным кажется отказ от двухсторонней телеметрии. В начале декабря команды еще раз встретятся, чтобы договориться по целому ряду вопросов, которые никак не скажутся на внешней стороне гонок, но позволят значительно сократить бюджет.
Вопрос: В Сузуке пять команд обратились в арбитраж по поводу денег, выплаченных Minardi. Это тоже обсуждалось?
Макс Мосли: Это было бы нежелательно, но такие вещи мы не можем контролировать.Берни Экклстоун: Мы заплатили Minardi потому, что так решили в FIA, большинством голосов тогда было принято конкретное решение, которое мы выполнили. Если теперь вмешается арбитраж, фактически нам придется заплатить эту сумму дважды.
Вопрос: Что вы скажете обычному болельщику, которому нет дела до состава резины, до всех этих технических моментов. Я ничего не понимаю и хочу увидеть в воскресенье гонку, а не процессию машин на трассе?
Макс Мосли: Я бы посоветовал им перед тем, как смотреть гонку, ознакомиться с новой квалификацией, которая наверняка закончится тем. что кто-нибудь из быстрых гонщиков допустит ошибку на единственном быстром круге и попадет совсем не на ту позицию, на которую он рассчитывал. В воскресенье этим гонщикам придется многих обгонять, чтобы добраться до первых рядов, если конечно они смогут это сделать. Сейчас они бы просто оторвались от соперников на старте и уехали вперед.Если болельщик сопереживает не Ferrari, а какой-либо другой команде, то он наверняка уверен в том, что борьба будет более серьезной, а его любимая команда сможет бросить вызов Ferrari в следующем сезоне. Это было и в прошлом, Ferrari потребовался 21 год, чтобы вновь подняться на вершину. За последние 10 лет несколько команд выигрывали чемпионат, сейчас они уступают Ferrari, но не намерены с этим мириться. Я думаю, что болельщик, о котором вы говорите, сделает выводы по результатам двух-трех первых гонок и не сможет отказаться от того, чтобы посмотреть оставшиеся гонки сезона.Берни Экклстоун: Ответ очень прост. Когда я смотрю гольф, то знаю, что победит лучший. В теннисе - тоже самое. В любом виде спорта есть суперзвезда, которая наверняка может выиграть. Я не знаю чемпионатов мира, которые были бы так же непредсказуемы, как Формула 1. Макс сказал, что судьба пяти чемпионатов из семи последних решилась в последней гонке. Вспомните мотогонки, Валентино Росси тоже досрочно выиграл чемпионат. Ситуация везде одинаковая.
Вопрос: Квалификацию обычно смотрят энтузиасты, а я говорил о тех, кого просто интересует гонка и никому нет дела до резины, квалификации и прочих тонкостях...
Берни Экклстоун: Квалификацию смотрит 50% от тех, кто смотрит гонку. Не забудьте, она проходит в субботу, когда многие ходят по магазинам, но я уверен, квалификация вызовет серьезный интерес. Макс уже сказал, новый регламент должен здорово повысить интерес к ней.Макс Мосли: Я думаю, что суббота соберет приличную аудиторию. Телекомпании уже интересуются показом пятничной квалификации, той, что определит порядок появления пилотов на трассе в субботу. Уверен, это многим будет интересно. Посмотрим. Большинство людей в пятницу работает, будем рассчитывать на тех, кто сидит дома.Берни Экклстоун: И я хочу добавить, что в распоряжении компаний, транслирующих гонку, будет гораздо больше камер. Около 80 на трассе и по две-три на каждой машине, картинку с которых вы сейчас не видите в бесплатном эфире. Подписчики платных каналов получат очень много. Зрелище будет интересным, я уверен, что аудитория бесплатных трансляций тоже сильно вырастет.