Шеффилдский институт методологии провёл исследование, призванное определить лучшего гонщика Формулы 1 в истории. Доктор Эндрю Белл применил методы статистического анализа, чтобы отделить уровень выступлений гонщика от конкурентоспособности его машины. Результаты получились достаточно интересными.
Выяснилось, что для общего успеха конкурентоспособность машины имеет примерно в шесть раз большее влияние, чем талант пилотов. Причём, с течением времени эта разница только растёт. С другой стороны, на городских трассах влияние машин уменьшается, там мастерство гонщика играет куда более важную роль.
Что касается итогов исследования, то в соответствии с выводами учёных, лучший гонщик всех времён в Формуле 1 – Хуан-Мануэль Фанхио. Результат можно считать достаточно предсказуемым – Фанхио до сих пор лучший гонщик практически по всем относительным показателям, то есть без учёта увеличения числа Гран При по ходу сезона. Аргентинец становился чемпионом мира пять раз в составе четырёх разных команд.
Второе место занял четырёхкратный чемпион мира Ален Прост, что тоже вполне ожидаемо, а вот на третьем месте в истории оказался Фернандо Алонсо. Что касается обладателя множества рекордов, семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера, то он по итогам исследования лишь девятый. Правда, если исключить из статистики его выступления за Mercedes после возвращения в 2010-2012 годах, то Михаэль поднимется на третью строчку, опередив Алонсо.
Так или иначе, среди выступающих сегодня пилотов лучшим без учёта конкурентоспособности машин оказывается именно Алонсо. На втором месте Себастьян Феттель, и лишь на третьем – Льюис Хэмилтон. Однако все трое вошли в 12 лучших гонщиков в истории, на равных конкурируя с величайшими пилотами прошлого.
Первая десятка по результатам исследования
1. Хуан-Мануэль Фанхио
2. Ален Прост
3. Фернандо Алонсо
4. Джим Кларк
5. Айртон Сенна
6. Джеки Стюарт
7. Нельсон Пике
8. Эмерсон Фиттипальди
9. Михаэль Шумахер
10. Себастьян Феттель
Исследование преподнесло и несколько сюрпризов – например, не добившийся никаких успехов в чемпионате мира Кристиан Фиттипальди (12 очков за карьеру) оказался 11-м в истории. С другой стороны, Фиттипальди-младший (племянник двукратного чемпиона Эмерсона Фиттипальди) не имел возможности показать себя, так как на протяжении трёх лет в Формуле 1 выступал только за команды-аутсайдеры Minardi и Footwork. Исследование показывает, что если бы Кристиан получил свой шанс, история могла пойти по другому сценарию.
Эндрю Белл: «Сложно назвать самого великого гонщика Формулы 1 всех времён, поскольку мы не знаем, в какой степени они обязаны успехами своему таланту, а в какой – конкурентоспособности машины. Этот вопрос занимает умы болельщиков многие годы, и так будет и впредь.
Наша статистическая модель позволяет оценивать относительный вклад команды и пилота в общий успех, и она принесла нам несколько удивительных результатов. Например, не слишком известный Кристиан Фиттипальди оказался в 20-ке лучших, в то время как трёхкратный чемпион Ники Лауда не вошёл даже в сотню. Если бы эти пилоты выступали за другие команды, возможно, их результаты были бы совершенно другими».
Шеффилдский институт методологии входит в состав Университета Шеффилда, одного из ведущих образовательных учреждений мира. Среди партнёров и клиентов университета такие компании, как Boeing, Rolls-Royce, Unilever, AstraZeneca, Glaxo SmithKline, Siemens и Airbus.