Чтобы провести Гран При Формулы 1 сегодня мало иметь трассу и контракт с FOM. В наше время это сложнейшее в организационном смысле мероприятие, в котором участвуют больше тысячи человек. Костяк этой организации – маршалы, наиболее подготовленная и профессиональная часть сотрудников трассы. Они составляют примерно половину от этого числа.
При поддержке Российской автомобильной федерации (РАФ) мы решили рассказать об основных особенностях работы маршалов и специальных служб во время Гран При, а также об автомобильной технике, что есть в их распоряжении.
С точки зрения зрителей, маршалы – общее название всех сотрудников на трассе во время гонки, но маршалы бывают разными и выполняют совершенно разные задачи. На последнем этапе Формулы 1 в Сочи возглавляла службу маршалов Надежда Чупак, координатор отдела РАФ по организации и проведению Гран При России.
Руководитель маршалов – старшее официальное лицо, знающее обязанности всех маршалов и имеющее опыт работы на трассе. Он отвечает за распределение всех маршалов на трассе, их экипировку и подготовку, поддерживает постоянный контакт со старшими маршалами.
Маршал сектора – особая группа маршалов, каждый из которых контролирует работы всех служб на вверенном ему секторе трассы. Он несёт ответственность за происходящее перед руководителем гонки. Это особая должность, её не следует путать с гоночным директором (роль которого всегда выполняет Чарли Уайтинг) или с промоутерами Гран При. Так, на последнем Гран При России руководителем гонки был председатель комитета по трассам и безопасности РАФ Кирилл Случевский.
Одна из важнейших ролей в гонке возложена на флаговых маршалов – при помощи флагов они строго определённым образом подают сигналы пилотам по ходу гонки. Старший маршал флагового поста находится на постоянной связи с управлением гонки (Race Control), сообщает обо всех инцидентах на трассе – наряду с телекартинкой он выступает основным источником информации для дирекции гонки.
Сами по себе флаговые посты делятся на три типа – обычный, информационный и флаговый пост линии старта. Набор оборудования, в том числе флагов, у них разный. В распоряжении маршалов на обычном флаговом посту и флаговом посту линии старта семь флагов – красный, синий, белый, зелёный, красно-жёлтый полосатый и два жёлтых. В дополнение к этому, на посту линии старта используются таблички готовности к старту (15 минут, 5 минут, 3 минуты, 1 минута и 15 секунд), а также Extra formation lap (Дополнительный прогревочный круг) и Start delayed (Старт отложен).
На информационном посту флагов гораздо больше – 11. Помимо основного набора, в распоряжении маршала тут клетчатый финишный флаг, чёрно-белый флаг предупреждения о неспортивном поведении, чёрный флаг дисквалификации и чёрный флаг с оранжевым кругом посередине, извещающий пилота о том, что на его машине опасная для других техническая неисправность, и ему нужно заехать в боксы для ремонта.
Большая часть этих флагов (кроме финишного) показываются вместе с номером машины, так что маршал на этом посту имеет также доску с комплектом цифр, а также таблички Drive Through (проезд по пит-лейн), Stop&Go и Wet track (мокрая трасса). Кроме того, на всех флаговых постах есть и табличка SC, извещающая о появлении на трассе автомобиля безопасности.
Кроме того, есть отдельная категория маршалов световых панелей. Такие маршалы работают с F1MS (Formula 1 marshalling system) – системой световых табло, дублирующих стандартные флаговые сигналы для лучшего восприятия на высокой скорости и при плохой видимости. На трассе в Сочи таких панелей 20. Все флаговые маршалы подчиняются старшему флаговому маршалу – на Гран При России им был Александр Сотников.
Отдельная категория – маршалы пит-лейн. Как следует из названия, эти маршалы следят за порядком на пит-лейн по ходу всех заездов – одной из самых напряжённых зон на трассе. Они также контролируют выполнение правил командами, начиная от размещения огнетушителей и заканчивая уборкой любых пролитых на пит-лейн жидкостей.
Маршалы пит-лейн также контролируют отбытие штрафов наказанными пилотами. В случае необходимости, на них также возлагается обязанность откатить машину назад по пит-лейн – использовать заднюю передачу гонщикам здесь запрещено.
Стартовыми процедурами заведуют грид-маршалы. Они отвечают за правильное расположение машин на стартовой решётке перед и после прогревочного круга. Они же, вместе со специальными сотрудниками FIA, следят за доступом на решётку перед стартом журналистов, фотографов и приглашённых лиц – каждый должен иметь специальный пропуск. Грид-маршалы обязаны находиться на стартовой решётке, начиная с сигнала о 10-минутной готовности.
Самая опасная и ответственная работа – у трековых маршалов, или по-другому маршалов постов вмешательства. Именно трековые маршалы находятся в непосредственной близости от трассы по ходу гонки, именно они выходят на трассу для ликвидации последствий аварии или других происшествий, что зачастую сопряжено с риском для их жизни. На Гран При России такие маршалы подчинялись старшему трековому маршалу Георгию Андрееву.
Все трековые маршалы проходят специальную подготовку и обязаны знать правила техники безопасности. Но главное правило для них – ни под каким предлогом они не могут выходить на трассу без разрешения старшего маршала трекового поста или дирекции гонки. Когда это разрешение получено, для них жизненно важно действовать максимально чётко и быстро – убрать обломки, рассыпать абсорбент в месте, где разлилась жидкость, затолкать остановившуюся машину в разрыв ограждения и так далее.
Даже для такой простой, казалось бы, процедуры, как уборка обломка, существует специальный алгоритм, начинается который с сообщения об обломке в Race Control. Кстати, вопреки широко распространённому заблуждению, найденные обломки маршалы не забирают себе в качестве сувениров, а сдают техническим контролёрам.
Добавила головной боли современным маршалам и система ERS – сегодня некоторые элементы машины Формулы 1 находятся под высоким напряжением, так что маршалам приходится использовать диэлектрические перчатки и сначала отключать энергосистему шасси и двигателя специальной внешней кнопкой на верхней части кокпита, обозначенной буквой N.
По ходу гонки трековые маршалы находятся на постах вмешательства (отсюда и их второе название), который должен быть оборудован целым набором инструментов и устройств, включая лопаты, стропорез, огнестойкие одеяла и огнетушители – три порошковых и три углекислотных. Однако обязанность тушить пожары возлагается в первую очередь не на них, а на противопожарную службу, куда входят файр-маршалы.
Они, в свою очередь, подразделяются на три группы. Главная из них – файр-маршалы на автомобилях первого вмешательства (FIV – first intervention vehicle). Таких автомобилей на трассе должно быть пять, они оснащены противопожарным оборудованием, и в каждом из них размещается три файр-маршала. Первоочередная их задача – оказаться на месте пожара и локализовать возгорание (полностью или хотя бы в зоне кокпита) в течение 30 секунд с момента получения распоряжения руководителя гонки.
В случае, если возгорание слишком сильное, и обычными огнетушителями с ним не справиться, в дело вступают файр-маршалы на автоцистернах – на пожарных машинах. Таких машин на трассе три, и в каждой из них находятся по четыре файр-маршала. На каждом трековом посту находятся также пешие файр-маршалы, задача которых – сбить небольшое пламя, либо постараться не допустить разрастания возгорания до приезда FIV.
Помимо FIV и автоцистерн, на трассе Гран При обязательно находится целый автопарк различных транспортных средств. Некоторые из них болельщикам Формулы 1 хорошо известны – это автомобиль безопасности (Safety car), медицинский автомобиль (Medical car), а также автомобиль дистанции (Course car), в котором постоянно находится Старший службы дистанции.
Кроме того, по трассе распределены четыре автомобиля медицинского вмешательства (MIV – Medical intervention vehicle), оборудованные средствами первой медицинской помощи. В каждом из них находятся, помимо водителя, врач и фельдшер, и MIV также должна прибыть в любую точку на трассе в течение 30 секунд.
В случае, если ситуация серьёзная, к месту происшествия выезжает один из семи или восьми реанимобилей с реанимационной бригадой. В наиболее опасных местах трассы дежурят и пешие медики – врачи и фельдшеры, готовые прийти на помощь в считанные секунды. Все медицинские сотрудники на трассе подчиняются главному врачу соревнований – на прошедшем Гран При России эту роль выполняла Людмила Буданцева.
Но чтобы врачи смогли приступить к своей работе, порой им нужна помощь спасателей. Машина может застрять в отбойнике, гонщик тоже по различным причинам не всегда способен или должен выбираться из кокпита сам. Специально для таких случаев на трассе присутствуют четыре автомобиля службы высвобождения – Rescue – с резаками и три машины службы извлечения (Extrication).
В качестве шасси для Extrication выбираются минивэны, поскольку в каждом автомобиле службы извлечения должны находиться шесть сертифицированных спасателей, прошедших специальную подготовку. Все пожарные и спасательные службы на трассе подчиняются отдельному руководителю – на прошлом Гран При России эту роль выполнял Константин Ратиани, начальник управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю.
Самое распространённое транспортное средство на трассе (кроме гоночных машин) – погрузчики. В Сочи эту роль выполняют вилочные телескопические погрузчики DIECI Zeus, хотя сама «вилка» с них обычно демонтируется за ненадобностью. Таких машин на трассе 14, и каждая из них легко поднимает шасси Формулы 1. Обычно машина эвакуируется на сервисную дорожку, откуда впоследствии грузится на эвакуатор с платформой (на трассе их восемь) и транспортируется на пит-лейн.
Если авария произошла далеко от пит-лейн, то самого гонщика может подвезти до боксов мотокурьер на одном из восьми скутеров. Основная задача курьеров, впрочем, оперативная доставка документов и оборудования. Причём, передавать скутер любому другому лицу без соответствующего распоряжения дирекции гонки мотокурьерам строго запрещено.
Нередко бывает, что после аварии ограждение трассы или барьеры безопасности оказываются повреждены. В этом случае в дело вступает один из пяти автомобилей службы ремонта и обслуживания – Track maintenance car. Наконец, ещё четыре машины (как правило, минивэны с надписью Press car) отведены под нужды прессы – по ходу заездов они перевозят фотографов и операторов между точками съёмки.