F1News.Ru традиционно подводит итоги выступлений российских гонщиков на международной арене в минувшем сезоне. Прошедший 2018-й получился очень неоднозначным – у нас было немало поводов как для разочарований, так и для радости.
Положа руку на сердце, следует признать, что российский автоспорт переживает не лучшие времена. Российских пилотов в формульных категориях осталось немного – большинство перешли в более дешёвые и менее требовательные кузовные серии. Из участников прошлогодней десятки лучших «в строю» осталась только половина, а смена им пока не подоспела. Поэтому в нашем традиционном рейтинге мы решили ограничиться шестью гонщиками, хотя расскажем, конечно, обо всех.
1. (4-й в 2017-м) Роберт Шварцман (19 лет)
Сезон | Результаты |
2018 | Toyota Racing Series: чемпион (15 гонок, 1 победа, 8 подиумов, 3 поула, 3 лучших круга) Европейский чемпионат Формулы 3: 3 место (30 гонок, 2 победы, 9 подиумов, 3 поула, 1 лучший круг) |
2017 | Формула Renault 2.0 Euro: 3 место (23 гонки, 6 побед, 12 подиумов, 7 поулов, 7 лучших кругов) |
Назвать однозначно обладателя первого места по итогам сезона очень сложно – и Шварцман, и Мазепин блестяще проявили себя в первом же сезоне в новой для себя серии, войдя в тройку по итогам чемпионата. Уровень серий и конкуренции в них при этом тоже был примерно равным.
Однако в пользу Роберта сыграл тот факт, что на его счету в этом году есть и ещё одно достижение: зимой он выиграл престижную новозеландскую Toyota Racing Series. Шварцман – первый из россиян, кому это удалось, а ведь до него свои силы в этом чемпионате пробовали Даниил Квят, Артём Маркелов, Егор Оруджев, да и Мазепин.
Правда, это едва не сыграло с ним злую шутку – именно выступления в Новой Зеландии сам Роберт считает одной из главных причин неудачного для него начала сезона в Формуле 3. Ещё в середине чемпионата казалось, что первый сезон в Ф3 пройдёт для Шварцмана совершенно бесславно, но во второй половине сезона Роберт буквально преобразился. В девяти последних гонках сезона он восемь раз поднимался на подиум, в том числе дважды – на верхнюю ступеньку.
Конечно, после столь блестящего финишного спурта осталось некоторое ощущение недосказанности – кто знает, чем бы закончился этот сезон, если бы Шварцман выступал так же сильно на протяжении всего чемпионата. Однако не стоит забывать, что это лишь младшие серии, задача в которых – приобрести опыт и проявить себя. Шварцману удалось сделать и то, и другое.
Роберт Шварцман для F1News.ru: «Сезон получился очень насыщенным. Сначала я завоевал титул в Toyota Racing Series, а сразу после этого поехал в FIA Formula 3 European Championship. И там в начале всё складывалось не очень хорошо – мне не везло в первых гонках: то развернули, то крыло сломали.
Психологически это меня немного подкосило, но мои тренеры из SMP Racing помогли справиться – можно сказать, перезагрузили меня морально, и после этого начался подъём, прогресс и очень много позитива. Мы нашли общий язык с командой, и результаты заметно улучшились, моя скорость выросла.
Результат тому показатель – в трёх последних уик-эндах у меня восемь подиумов в девяти гонках. Я завоевал титул в зачете дебютантов, стал третьим в общем зачете. Так что всё отлично, очень рад этому и надеюсь, что в следующем году мы сразу поедем на результат и будем выигрывать».
2. (8-й в 2017-м) Никита Мазепин (19 лет)
Сезон | Результаты |
2018 | GP3: 2 место (18 гонок, 4 победы, 4 подиума, 1 поул, 5 лучших кругов) |
2017 | Европейский чемпионат Формулы 3: 10 место (30 гонок, 3 подиума, 1 лучший круг, лучший результат - 2-й) |
Два сезона в Формуле 3 дались Никите очень тяжело – лишь в концовке 2017-го он смог серьёзно прибавить. Возможно, после этого кто-то поторопился списать россиянина со счетов, однако в автоспорте порой, чтобы добиться прогресса, нужно просто сменить серию. Мазепин это сделал, и результат не заставил себя ждать. В GP3 Никита расцвёл, продемонстрировав отличную скорость и сражаясь за титул до последнего этапа.
Конечно, он выступал за сильнейшую команду, но точно такая же машина была в распоряжении ещё трёх пилотов, и каждого из них в последние годы называли новой восходящей звездой. Именно сражение Никиты с напарниками стало главным украшением сезона, и смотрелся он в этой битве очень и очень хорошо.
Да, в конечном счёте Никита уступил Антуану Юберу, но, во-первых, Юбер значительно старше, а во-вторых, для него это был уже второй сезон в GP3, тогда как Мазепин дебютировал в серии. Россиянин проиграл Юберу всего 16 очков, и при этом на счету Мазепина вдвое больше побед, а исход их противостояния решила стабильность – та самая, что приобретается с опытом. И уж во всяком случае, первый сезон Мазепина в GP3 получился намного более сильным, чем первый сезон Юбера.
В общем, именно Мазепин был главной звездой прошедшего сезона и его моральным победителем, хотя вряд ли кто-то ожидал этого перед началом чемпионата. Тем интереснее будет следить за выступлениями Никиты в следующем году, уже в Формуле 2. Если он сможет подтвердить там свою скорость и при этом продемонстрирует зрелый, грамотный подход к гонкам, то на его пути в Формулу 1 не останется никаких преград.
3. (2-й в 2017-м) Сергей Сироткин
Сезон | Результаты |
2018 | Формула 1: 20 место (21 гонка, 1 очко, лучший результат - 10 место) |
2017 | Формула 2: 20-й (2 гонки, 9 очков, лучший результат - 4-е место) «24 часа Ле-Мана» (LMP2): 34-й |
Оценивать уровень выступлений Сергея в этом сезоне очень сложно. После объявления о контракте Сироткина с Williams все мы надеялись на то, что он сможет регулярно зарабатывать очки, но машина не позволяла бороться за сколь-нибудь высокие места. В таких условиях единственным ориентиром для Сироткина оказался его напарник.
Статистика говорит о том, что Сергей занял последнее место в чемпионате, заработав всего одно очко, тогда как Лэнс Стролл набрал шесть. С другой стороны, оба результативных финиша Стролла стали следствием удачного стечения обстоятельств. В условиях, когда машина не оставляет шансов в борьбе с соперниками, всё решает простое везение. И этого везения у Стролла было больше.
С другой стороны, Сироткин выиграл квалификационную дуэль у Стролла, и выиграл очень уверенно – 13:8. Сделать это в первый год выступлений, когда твой напарник уже имеет опыт не только в Формуле 1, но и в этой конкретной команде, очень непросто. Однако что, может быть, ещё важнее – Сергей заслужил уважение инженеров команды, которые определённо доверяли ему больше, чем напарнику.
Тот факт, что контракт в итоге не был продлён, стал следствием плохой формы Williams, а не Сироткина. В команде готовы были продолжать с ним работать на прежних условиях, однако, учитывая уровень выступлений, в SMP Racing хотели снизить цену контракта, и на это в Williams не пошли. Жаль, хотя терять ещё один год в слабейшей команде чемпионата всё равно большого смысла не было.
В общем, несмотря на печальные результаты, Сергей определённо может занести этот сезон себе в актив. Он стал сильнее, быстрее и доказал, что обладает великолепной технической подготовкой, о которой большинство пилотов могут только мечтать. Теперь он знает мир Формулы 1, и если, как мы надеемся, ему удастся туда вернуться, никакими трудностями его уже будет не испугать.
4. (1-й в 2017-м) Артём Маркелов
Сезон | Результаты |
2018 | Формула 2: 5 место (24 гонки, 3 победы, 4 подиума, 2 лучших круга) |
2017 | Формула 2: 2 место (22 гонки, 5 побед, 7 подиумов, 1 поул, 4 лучших круга) |
Изначально Артём не собирался выступать в Формуле 2 в этом сезоне, но мест в Формуле 1 не нашлось, а в чемпионате появилась новая машина – в общем, решено было всё же попробовать ещё раз. Тем более, что сезон 2017 года получился многообещающим.
Это был уже пятый сезон для Маркелова в этой серии, однако новая машина фактически нивелировала его опыт – всем пришлось начинать с чистого листа. К технике Артём адаптировался быстро, одержал победу в первый же уик-энд, но очень скоро стало ясно, что результаты гонок в значительной степени зависят от удачи, так как сцепление на старте раз за разом не срабатывало и машины глохли.
В первой половине сезона у Артёма Маркелова машина на старте глохла едва ли не чаще, чем у остальных, что серьёзно повлияло на его результаты. При этом борьба в чемпионате шла очень плотной, каждое очко было на счету...
Когда всё шло нормально, добиваться успеха Маркелову удавалось – он побеждал в Монако и на Red Bull Ring, поднимался на подиум в Монце и Абу-Даби. Но технические проблемы, помноженные на чрезвычайно высокий уровень конкуренции (достаточно сказать, что вся первая тройка по итогам сезона перешла в Формулу 1) не позволили ему подняться выше пятого места в личном зачёте. При этом от второго он отстал всего на 33 очка – цена одного неудачного уик-энда.
Ещё до финального уик-энда Маркелов объявил, что этот сезон в Формуле 2 будет для него последним. К сожалению, будущее Артёма пока довольно туманно. В этом году, несмотря на новую машину и высочайшую конкуренцию, Маркелов не только подтвердил, но даже несколько приумножил свою репутацию самого яркого и зрелищного гонщика серии. За его феноменальными прорывами сквозь пелотон и обгонами в самых неожиданных местах пристально следил весь паддок не только в Формуле 2, но и в Формуле 1.
Очень многие хотели бы узнать, насколько хорош мог быть Маркелов в Формуле 1, где таких прорывов порой не хватает. Однако одного желания для дебюта недостаточно. Для этого нужны деньги, а их в настоящий момент нет. Остаётся надеется, что хотя бы в этом вопросе в скором времени удача Артёму улыбнётся.
Артём Маркелов для F1news.ru: «Сезон пролетел достаточно быстро. В Формуле 2 появились новые машины, и год сложился как для меня, так и для команды, очень тяжело.
Но я хочу сказать огромное спасибо всем, кто нас поддерживал и болел за нас, без вас было бы ещё труднее!
Тем не менее, удалось завоевать несколько побед и подиумов. Результаты сезона нас не очень удовлетворили, но мы движемся вперед и надеемся, что следующий будет намного сильнее и интереснее. Пока про следующий сезон ничего больше не могу сказать. Читайте новости и все узнаете самыми первыми!»
5. (7-й в 2017-м) Никита Троицкий (19 лет)
Сезон | Результаты |
2018 | Европейский чемпионат Формулы 3: 15 место (30 гонок, 1 победа, 2 лучших круга) |
2017 | Euroformula Open: 2 место (16 гонок, 9 подиумов, 2 поула, 4 лучших круга, лучший результат - 2-й) |
Карьера Никиты Троицкого похожа на синусоиду – после сильных сезонов идут неудачные. Начал он с третьего места в весьма представительном MRF Challenge в 2015-м, но затем последовал невыразительный год выступлений в Формуле Renault. В прошлом году Троицкий провёл отличный сезон в Euroformula Open, став там вице-чемпионом и новичком сезона. Статистика говорила, что в этом году его ждёт неудача – и, к сожалению, не ошиблась.
Конечно, дебютировать в Формуле 3 всегда непросто, особенно если твоя машина не так хороша, как у соперников, но ожидания были, конечно, намного выше – в том числе и у самого Никиты. Единственным ярким моментом стала победа в Зандфорте, которая и принесла ему львиную долю очков.
На самом деле временами Никита демонстрировал свои возможности – как, например, на финальном этапе в Хоккенхайме, где по ходу одной из гонок он уже на первом круге опередил шесть машин. Однако, в силу ряда причин, его усилия редко вознаграждались очками. Будущее Никиты пока под вопросом, хотя если исходить из статистики, в следующем году ему определённо нужно дать шанс.
Никита Троицкий для F1news.ru: «Главной проблемой стало то, что в начале сезона в команде считали, что машина быстра, и не хотели ничего менять. И мы, гонщики, всю зиму, все тесты потратили на адаптацию к ней, вместо того, чтобы прогрессировать. Машина была, мягко говоря, сложная... Может быть, в чьих-то руках она и была бы самой быстрой, но ей было очень трудно управлять.
По ходу сезона мы, пилоты и менеджеры, долго пытались переубедить Carlin, доказать им, что машина недостаточно хороша. Это уже было очевидно, но в команде долго не хотели соглашаться. И только к середине чемпионата в Carlin признали ошибку и позволили нам что-то менять.
В результате в концу сезона мы порой начали попадать в настройки, но далеко не всегда, так как упустили очень много времени, которое остальные потратили на то, чтобы разобраться со своей машиной.
Если говорить лично обо мне, то я выложился на 100%. Я очень серьёзно готовился к этому сезону, планировал быть в топ-6. Пришлось от многого в жизни отказаться – развлечений, свободного времени... К сожалению, никаких плодов это не принесло.
Конечно, всё это повлияло на меня и психологически. Переломным моментом стала гонка в Спа. Я очень хорошо начал вторую гонку, с 10-го места на старте добрался до четвёртого, но потом допустил ошибку, заблокировал колесо, испортив резину. После этого всё пошло наперекосяк. В следующей гонке я попал в аварию, и этот уик-энд меня несколько надломил. Было трудно найти мотивацию, правильно себя настроить.
И только на последнем этапе, в Хоккенхайме, удалось всё выкинуть из головы - терять было уже нечего. Скорость у машины так и не появилась, но тем не менее, мне удался отличный прорыв с последних мест в десятку».
6. (-) Александр Смоляр (17 лет)
Сезон | Результаты |
2018 | Формула Renault 2.0 Euro: 12 место (20 гонок, 57 очков, лучший результат - 4 место) Формула Renault 2.0 NEC: 17 место (10 гонок, 18 очков, лучший результат - 5 место) |
2017 | Испанская Формула 4: 2 место (20 гонок, 8 побед, 7 подиумов, 4 поула, 3 лучших круга) SMP Формула 4: 3 место (21 гонка, 11 подиумов, 2 поула, 3 лучших круга) |
Смоляр один из тех пилотов, с которым в SMP Racing уже несколько лет связывают большие надежды. После ярких выступлений в картинге и сильного дебютного сезона в формулах год назад, мы вправе были ожидать от Александра новых успехов в 2018-м. Однако переход в Формулу Renault дался юному гонщику нелегко.
Основной серией для него стал Еврокубок, и нельзя сказать, что Александр там особенно впечатлил. Если его прошлогодний соперник, Кристиан Лундгард, боролся за титул и в итоге оказался вторым, то Смоляр закончил год на 12-м месте, заработав почти в пять раз меньше очков. Его наивысшим достижением стало четвёртое место в Монце. Не лучше складывались дела и в северо-европейском кубке, календарь которого сейчас на две трети пересекается с Еврокубком.
Безусловно, одна из причин столь слабых выступлений – неудачный выбор команды. На сегодняшний день некогда доминировавшую в этой категории Tech 1 никак нельзя отнести к лидерам. Что касается внутрикомандной дуэли, то из трёх его напарников Александр уступил только более опытному Нилу Верхагену, да и то всего два очка. Это даёт надежду, что произошедшее со Смоляром – лишь стечение обстоятельств, и в следующем году он выступит гораздо сильнее.
Александр Смоляр для F1news.ru: «Прошедший сезон, наверное, был не очень удачным в плане цифр, но удачным в плане личных достижений. С помощью команды, тренеров из программы SMP Racing, я научился справляться с трудностями, работать над собой. Можно сказать, что одержал определенную победу.
Я в начале сезона и в конце – абсолютно разные люди. В самом начале, когда на тренировках я был двадцатым, казалось, что всё плохо, ничего не получится. Но постепенно я понял, что за то время, что ты работаешь с инженером до квалификации, можно найти полсекунды и в итоге стать не двадцатым, а пятым или даже третьим. Я много раз убеждался, что не надо отчаиваться. Наоборот, надо работать и искать позитивные моменты. Это стало для меня правилом.
Конечно, я доволен отдельными гонками. Особенно мне запомнился первый этап на Поль-Рикаре, где я справился с нервами и сразу смог заехать в десятку, выполнил все задачи, которые ставила команда, и добрался до финиша. Для первой гонки в сезоне, особенно для новичков, это большой успех. Надеюсь, что к следующему сезону я подойду более подготовленным».
Александр Вартанян (18 лет), Никита Волегов (17 лет), Владимирас Тзиортзис (21 год)
В тех же чемпионатах, что и Смоляр, выступали ещё три россиянина – Александр Вартанян, Никита Волегов и Владимирас Тзиортзис. Изначально планировалось, что Вартанян проведёт в Еврокубке Формулы Renault полный сезон в составе Arden, но в итоге он ограничился только четырьмя первыми этапами, после чего его сменил Волегов. Родившийся на Кипре, но выступающий под российским флагом Тзиортзис пилотировал машину Fortec, пропустив лишь этап на Хунгароринге.
Из всех троих очки по ходу сезона сумел заработать только Вартанян – удача дважды улыбнулась ему в Сильверстоуне. Однако уже следующий этап, в Монако, оказался для него последним в серии. Ни Волегову, ни Тзиортзису ни разу не удалось оказаться в десятке лучших. Учитывая, что Вартанян провёл полный сезон в этой же серии в прошлом году, а дебютировал ещё в 2016-м, результаты можно считать неутешительными для всех троих.
Артём Петров (18 лет)
Петербуржец Артём Петров в 2018-м перешёл из Формулы 4 в Формулу 3, а это, по сегодняшним меркам, довольно большой шаг вперёд. Неудивительно, что из трёх россиян, выступавших в европейском чемпионате, Артём оказался худшим. За весь сезон он заработал очки всего трижды и похвастаться мог разве что стабильностью – в 30 гонках чемпионата он сошёл всего четыре раза.
С другой стороны, среди новичков Артём оказался далеко не худшим, а его напарники по Van Amersfoort Racing были ничуть не быстрее его. Можно вспомнить, что свой первый сезон в Формуле 3 тому же Никите Мазепину дался даже ещё тяжелее. К тому же, определённый прогресс к концу сезона продемонстрировал.
Зимой Артём намерен попробовать свои силы в Toyota Racing Series, после чего, вероятно, продолжит выступления в одном из европейских чемпионатов. Будет любопытно посмотреть на то, удастся ли ему добиться прогресса в следующем году.
Илья Морозов (15 лет)
В 2018-м состоялся дебют в формулах 15-летнего москвича Ильи Морозова. Как и многие его предшественники, для первого сезона в больших гонках после картинга он выбрал итальянский чемпионат Формулы 4.
Начался сезон для Морозова неудачно, но к середине года он заметно прибавил и начал стабильно зарабатывать очки. В итоге он завершил сезон на 19-м месте в общем зачёте и на шестом в зачёте новичков. Не так плохо, особенно учитывая, что один этап Илья пропустил, но всё же говорить о ярком дебюте не приходится.
Впрочем, Илья настолько юн, что даже до уровня Формулы 3 у него в запасе есть ещё пара лет. За это время вполне можно отточить свои навыки и проявить себя.
Михаил Спиридонов (53 года)
В прошедшем году Россия была представлена даже в чемпионате Формулы 4 Объединённых Арабских Эмиратов. Правда, принявшего участие в двух этапах (оба – на трассе Яс-Марина) Михаила Спиридонова нельзя отнести к молодым талантам – ему уже 53.
Михаил не новичок в гонках, но обычно выступает в категориях GT на Lamborghini. На этот раз он решил попробовать свои силы в молодёжной категории, но ни разу не заработал очки.
Никита Ласточкин (28 лет)
Мы продолжаем следить за карьерой Никиты Ласточкина в младших американских категориях, которую он начал уже после переезда в США. Сезон 2018 года в серии Pro Mazda сложился для него нелегко. Подробнее о нём мы попросили рассказать самого Никиту.
Никита Ласточкин для F1news.ru: «Да, для меня это был самый тяжёлый год в автогонках. В этом году серия перешла на новые машины, и большой разброс по показателям двигателей вылился в настоящее испытание. Но в любой ситуации можно найти позитивные стороны, и я думаю что этот год пошёл мне на пользу с точки зрения работы с командой в случае, когда дела обстоят не лучшим образом.
На 2019 год планы пока что выглядят так: сезон в Pro Mazda, плюс, надеюсь, по возможности удастся проехать один этап в IndyLights – в Техасе, где нет конфликта календарей. Без большого спонсора перепрыгнуть на эту ступень очень тяжело, но пока моя конечная цель остаётся прежней – IndyCar. Я прилагаю все усилия, чтобы добраться туда и провести там полный сезон».