Когда Колин Коллес, в своей знаменитой кепке, впервые появился в паддоке, многие считали его клоуном, дилетантом. Но прошло время и сегодня Коллес - Монтойя наших дней. Развязный, но обаятельный выскочка не состоит ни в одной из группировок, не стремится примкнуть к чужому мнению и имеет свою, персональную, но обоснованную точку зрения.
Похожая позиция была у бывшего босса Minardi Пола Стоддарта, но тот многое выносил на публику, жаловался прессе, когда чувствовал себя и свою команду обделенной лидерами, короче - занимался политикой. С одной стороны Коллес - полная противоположность, он практически лишил прессу возможности порассуждать о клиентских шасси, решив бороться один на один, с другой - он еще больший политик, чем Стоддарт, просто не разменивается на мелочи...
"Вы считаете, что это плохо", спрашивает Коллес? "Я всегда точно формулирую свою позицию и не ищу самоутверждения. Я хочу гарантировать безопасное будущее своей команды, которая обладая ограниченным бюджетом строит собственную машину. Я не ищу скандала и не хочу неприятностей, я потратил уже полгода, чтобы найти решение".
От Коллеса вы не дождетесь "горячих" новостей. Он не груб, но его воспитанность граничит с драчливостью - вспомните злодея Блофельда из бондиады "Из России с любовью" или роль, исполненную Телли Саваласом в серии "На секретной службе ее Величества". Он максимально краток в ответах и не дает вам шансов читать между строк - обычно губы приподнимаются вверх в коротком "Да" или опускаются вниз в еще более коротком "Нет".
К примеру, я поинтересовался тем, как этот румын смог стать во главе команды F1, почему именно он возглавил команду Алекса Шнайдера. Следите за диалогом...
Начиная свою карьеру вы говорили, что ваша роль - политическая, а другие парни - Тревор Карлин, Эйдриан Бёрджесс решат спортивные вопросы. Но скоро вы взяли на себя и эту функцию...
Колин Коллес: Да (молчит, но смотрит с интересом). Времена тогда были сложные, но нужно добиваться поставленной цели (еще одна пауза). В какой-то момент Тревор (Карлин) решил не продолжать, а у нас такой возможности не было.
Сейчас вы как-то участвуете в делах Алекса Шнайдера?
Колин Коллес: Нет.
А у него остались какие-то интересы в автоспорте?
Колин Коллес: Нет.
Но ведь что-то было в F3?
Колин Коллес: Нет, у нас не было интересов в этой серии, пресса ошиблась.
Я думал, что TME - это Team Midland Euro...
Колин Коллес: Это так, но TME существовала и прежде. В 2005-м ее называли Team Midland Euro, до этого команда имела поддержку Toyota и название расшифровывали иначе - Toyota Motorsport Europe. На самом деле ответ в географии, в расположении команды - Technology Motorsport Echternach.
Я считал, что вы - служащий Алекса Шнайдера...
Колин Коллес: Нет, я никогда не был его служащим.
Кажется сегодня мы переписываем историю... Как же вы встретились?
Колин Коллес: Он навещал команду F3. Вернее - мы дружили семьями и что-то говорили о гонках. Он приехал взглянуть, а мы встретили Алекса в аэропорту и привезли на базу.
Материальных проблем не было, вы могли бы остаться на плаву даже в трудные времена...
Колин Коллес: Думаю, что Эдди Джордану не на что жаловаться, как и Алексу Шнайдеру. Знаете, всегда ведь есть альтернатива. Всегда есть фига в кармане, всегда есть "План А" и "План В".
И вам часто приходилось к нему обращаться?
Колин Коллес: Несколько раз. И это был именно "План В".
Колин Коллес не делает тайны из того. в чем ее нет. В 2004-м он владел командой F3, а сталелитейный магнат Алекс Шнайдер искал, куда инвестировать свои средства и Коллес стал посредником в сделке Jordan-Midland. Точно так же, уже в этом году, Коллес побывал в Абу-Даби и вернулся сразу с двумя титульными спонсорами и неважно, что они принесли команде лишь $10 миллионов. Etihad - молодая, но честолюбивая авиакомпания, а Aldar собирается строить технологический парк, пристань для роскошных яхт и трассу для Формулы 1 в Абу-Даби. Казалось бы сумма невелика для Формулы 1, но этих денег как раз хватило, чтобы нанять Майка Гаскойна и отремонтировать аэродинамический полигон в Брэкли.
"Мы не купаемся в деньгах" - Коллес становится более словоохотливым, понимая, что наша беседа подходит к концу. "Мы - маленькая команда и нам просто не нужно так много денег, как лидерам. Взгляните на автопроизводителей - они испытывают проблемы, имея гораздо больший бюджет. Формула 1 - жестокий и очень конкурентоспособный бизнес, мы делаем акцент на технике и тут важна преемственность персонала. Удержать сотрудников было непросто, особенно в конце истории с Jordan и на этапе становления Midland, но мы сохранили многих, мы сохранили сильную команду.
Мы знали о трудностях, никто не думал, что после прихода Midland команда сможет выигрывать гонки и на первой пресс-конференции я сказал: мы - реалисты. Тогда кто-то возмущался: "Как, вы не собираетесь выигрывать гонки?", а я думал о том, что нужно вовремя заплатить зарплату персоналу".
Прошло время и сегодня в боксах Spyker совсем другая атмосфера. Неуверенности в завтрашнем дне больше нет, хотя до успехов Jordan еще далеко. Чтобы закончить интервью, я спросил: "Думаете, Формула 1 была готова к вашему приходу"
"Вероятно, нет!", ответил Коллес...