История выступлений Toyota в Формуле 1 станет еще одним ярким примером неравенства суммы слагаемым в Формуле 1. Казалось бы присутствуют все мыслимые компоненты успеха - крупнейший автопроизводитель, неограниченные финансы, перекупленный у соперников техперсонал, сильные гонщики, но результаты никак не сходятся с ожиданиями. Toyota стала уже привычным штампом, когда речь идет о расточительности, а ведь еще несколько лет назад, когда компания объявила о приходе в Формулу 1, мало, кто сомневался в предстоящем успехе, в том, что команда, по крайней мере, будет выступать на уровне сильнейших.
План на пятилетку был таков:
2002 - стабильно финишировать и зарабатывать очки
2003 - стабильно зарабатывать очки и бороться за подиум
2004 - регулярные подиумы и первая победа
2005 - регулярные победы
2006 - регулярные победы и борьба за титул
За эти шесть лет компания потратила около 2.5 миллиардов долларов, провела больше сотни Гран При, не одержав ни одной победы. Дважды гонщики Toyota показали лучшее время на квалификации, шесть раз поднялись на подиум и заработали 163 очка. Каждое очко (а шесть лет - это уже статистика) обошлось компании в 15 миллионов долларов, но главное - команда стоит на месте - в своем втором сезоне, в 2003-м команда заработала больше очков, чем в 2007-м...
Приведем этот блок еще раз, но уже с реальными достижениями...
Сезон | Цель | Финиш | Подиум | Победа | Очки | Итог |
2002 | Финиш и очки | 18 | 0 | 0 | 2 | + |
2003 | Очки и подиум | 19 | 0 | 0 | 16 | -- |
2004 | Подиумы и победа | 24 | 0 | 0 | 9 | -- |
2005 | Регулярные победы | 31 | 5 | 0 | 88 | -- |
2006 | Победы и борьба за титул | 22 | 1 | 0 | 35 | -- |
2007 | Победы и борьба за титул | 24 | 0 | 0 | 13 | -- |
В канун новогодних праздников очередной босс Toyota Motorsport Тадаши Ямашина произнес важную фразу: "Мне дали еще два года", оставив почву для размышлений. В данном случае два года - следствие политики ротации руководства, или это время, отведенное проекту в целом? Деньги потрачены, цель не достигнута, а проект оказался столь дорогостоящим, что остановить его сейчас - признать поражение. К немедленному харакири спортивные функционеры компании не готовы, но заявление это, похоже, может подвести черту под проектом, который обязан был стать успешным...
Это с одной стороны, но есть и другая...
Главная задача автопроизводителя, который решился на создание (поддержку) команды в Формуле 1 - увеличение продаж дорожных машин. Это главный бизнес, источник прибыли. И здесь результаты достигнуты - за счет рекламы удалось расширить диапазон потребителей, снизив их средний возраст, увеличить число дилеров и узнаваемость бренда. Более того, ходят разговоры, что полученный доход компенсирует огромные потери. Но задача бизнеса - не компенсировать потери, а приносить прибыль.
Возможный уход Toyota из Формулы 1 не станет сюрпризом. До сих пор базовой мотивацией автопроизводителей для расставания с Формулой 1 был традиционный вопрос "сумм и сроков", т.е. деньги потрачены, эффект есть (бренд, продажи), но суммы с каждым годом растут, а эффект снижается - долгосрочная программа не гарантирует успеха, а восьми лет достаточно, чтобы решить маркетинговые задачи.
Возможная приманка для автопроизводителей - предложения FIA об унификации, об разработке систем аккумулирования энергии, о технологиях, которые применимы в конструкции дорожных машин, но Формула 1 - самый дорогостоящий способ их разработки, а применимость решений пока остается лишь лозунгом.
Формально все участники чемпионата подписали "Меморандум о понимании", гарантировав Formula One Management присутствие в Формуле 1 до конца 2012 года, но вряд ли эти гарантии удержат Toyota. Теоретический судебный процесс между FOM и Toyota не заставит автопроизводителя передумать, если решение будет принято акционерами.
Уход Toyota может серьезно повлиять на ситуацию в чемпионате. Шесть из одиннадцати действующих команд полностью или частично принадлежат автопроизводителям, если одна - две компании захотят расстаться с Формулой 1, может сработать идея с клиентскими шасси. Претендентов на участие не так много - некогда относительно успешная Jordan сменила трех владельцев, в Prodrive отказались строить собственную машину, а освободившуюся вакансию никто не знал. Придется искать варианты...