Пресс-релиз FIA. 15.01.2003.
В октябре прошлого года команды, участвующие в чемпионате "Формула-1" отклонили предложения FIA, касающиеся сокращения затрат. На встрече, 4 декабря не были приняты предложения, касающиеся сезона 2003 и 2004 года. В то же время перемены необходимы, поскольку затраты растут, а доходы падают.
Проблема
Две команды покинули чемпионат за последние 12 месяцев. В чемпионате осталось 10 команд и мы обязаны, в соответствии с "Договором Согласия", финансировать выступление команды, если она не может участвовать в этапе. Ни одна из команд на это не способна. Существует опасность гибели чемпионата из-за судебных исков и взаимных обвинений, если необходимые меры не будут приняты.
Роль FIA
Как независимый арбитр FIA обычно не рассматривает коммерческие вопросы. Но команды и другие участники чемпионата не смогли самостоятельно решить свои проблемы. Теперь ответственность ложится на FIA, поскольку кризис "Формулы-1" может серьезно повлиять на состояние мирового автоспорта.
Изменения в регламенте
Роль FIA ограничена "Договором Согласия" - регламент предстоящего сезона не может быть изменен без единодушного одобрения команд. Регламент сезона 2004 года может меняться до 31 октября 2003 года (по формуле большинства голосов 18:8 Комиссии "Формулы-1"). То же касается регламента сезона 2005 года. Изменения в техническом регламенте могут касаться только сезона 2005 года (по той же формуле 18:8 и 80% голосов членов технической рабочей группы) и будут приняты только при внесении на обсуждение до 1 января 2004 года.
Поправки к регламенту
Тем не менее у FIA есть возможность ужесточить требования существующего регламента. Учитывая текущие проблемы "Формулы-1" было принято именно такое решение, продиктованное необходимостью сокращения стоимости участия в чемпионате без ухудшения спортивных интересов. Мы можем повысить интерес к гонкам, добавив им непредсказуемости. Если команды приведут убедительные доводы в том, что реализация предложенных решений приведет к внеплановым затратам, FIA предоставит временное послабление, но только в этом случае.
Потерянные деньги
Сейчас очень большие средства тратятся впустую, не добавляя зрительского интереса. В конечном счете именно они платят за все. Без международных телетрансляций и интереса средств массовой информации, спонсоры и автопроизводители не смогут внести свой вклад в развитие чемпионата. Руководствуясь интересом своих акционеров они вкладывают деньги с надеждой получить прибыль. Эту прибыль приносят зрители.
Некоторые примеры
Огромные средства тратятся на то, что совершенно не интересует публику. Никого не интересует, сколько оборотов у мотора - 12000, 16000 или 20000. Зрители не знают, зачем нужна электроника или рычаги задней подвески. Армия техников, вооруженных современной и очень дорогой аппаратурой, следят за телеметрией машины из глубины боксов. Они скрыты от зрителей, которые даже не подозревают об из существовании.
Деньги портят гонки
Хуже всего, что все эти траты уничтожают спортивную сторону гонок. Цель большинства затрат - гарантировать самым быстрым машинам первые места на стартовом поле и обеспечить надежность во время гонки. Быструю машину, стартовавшую с первого места, вряд ли смогут догнать, значит вы получаете гарантированно скучную гонку.
Контроль над автопроизводителями
FIA не может помешать большим автомобильным компаниям тратить солидные средства на работу с моторами для команд чемпионата. Однако федерация может определять число моторов, которое команда имеет право использовать в гонке, минимизировав таким образом затраты и не влияя на естественный прогресс. Чем больше ограничений - тем дешевле прогресс. Если сократить бюджет, то автопроизводители смогут поддержать еще одну команду.
Решение
Ужесточив требования текущего регламента FIA сможет сократить затраты команд и автопроизводителей. Подспудно это может увеличить зрелищность гонок, сделав их менее предсказуемыми. Правила жесткие, но справедливые, федерация гарантирует, что ни одна из команд не сможет посчитать себя несправедливо обманутой. Лучший гонщик и лучший конструктор все так же выиграют соответствующий титул. Поправки к регламенту и их применение изложено ниже, при этом используются ссылки на статьи спортивного регламента на сезон 2003 года.
2003
1. К статье 61 добавлен запрет на:
(I) Обмен телеметрией между машиной и боксами
(II) Обмен телеметрией между боксами и машиной
(III) Радиосвязь между гонщиком и командой
2. К статье 70. Команде разрешено работать только с двумя машинами (с учетом обязанностей команд, оговоренных в "Договоре Согласия", включая, но не ограничиваясь пунктом 5.3.1).
3. К статье 84е. Запасная машина не может быть использована в исключительных обстоятельствах, а поэтому упраздняется.
4. К статье 71а. Каждая машина должна быть отправлена в закрытый парк сразу после прохождения быстрого круга на второй квалификации. Все машины одновременно покинут закрытый парк перед гонкой, когда их проверка будет закончена.
5. К статье 61. Накладываются серьезные ограничения на электронное управление (а не управление гонщиком) газом, сцеплением, дифференциалом и мотором. Это означает запрет на использования трекшн-контроля, старт-контроля и систем автоматического переключения передач. Любая команда должна быть способна продемонстрировать соответствие своей машины регламенту без анализа программного обеспечения.
Если будет убедительно доказано, что немедленное выполнение этих требований приведет к дополнительным затратам, то требования могут быть отсрочены для нескольких гонок, или всего сезона 2003 года. Однако в сезоне 2004 требования станут обязательными в согласии со статьями 61 и 2.6 будут основываться исключительно на внешнем осмотре.
В отсутствии альтернативных предложений со стороны команд, FIA введет стандартизацию для электронных блоков управления машиной.
6. FIA подтверждает право команд использовать унифицированные элементы. Команды, при единодушном одобрении могут удалить пункт III "Договора Согласия", которые запрещает использование компонентов (кроме мотора и коробки передач), разработанных другим конструктором. В случае принятия поправки разные конструкторы смогут использовать один и тот же элемент, разработанный ими, или третьей стороной, в своих машинах.
7. FIA подтверждает, что утренняя сессия в пятницу относится к категории частных тестов, организованных FIA вместе с руководством этапа и не является частью Гран при. Команды, участвующие в этих тестах вольны делать все, что им необходимо, соблюдая требования безопасности и не затрудняя работу других команд.
7.1. В FIA готовы обсудить с командами возможность временного выезда машин из закрытого парка для проведения свободной практики перед гонкой и короткой 30-минутной проверки машины (в соответствии со статьей 115). Такой выезд должен быть строго регламентирован, согласован с техническим делегатом FIA и исключать любую работу с машиной, кроме необходимого ремонта и проверки систем безопасности.
(Дополнение: Принятые меры снизят транспортные затраты команд, поскольку им придется перевозить меньше машин, а соответственно - запасных частей и оборудования. Эти затраты еще более снизятся в 2004, 2005 и 2006 годах, когда сократится число моторов и ключевых компонентов. Сокращение персонала позволит сэкономить на авиабилетах и гостиничных номерах.)
2004
Спортивный и технический регламент "Формулы-1" унаследует текущие поправки и может быть изменен при необходимости. Поправки к спортивному регламенту 2004 года могут быть проголосованы Комиссией "Формулы-1" не позже 31 октября 2003 года.
8. Что бы развеять все сомнения, правило "один мотор-один этап" не будет действовать на утренних тестах в пятницу.
9. Если команды не предложат альтернативного решения, способного доказать простым внешним осмотром отсутствие систем, помогающих гонщику управлять машиной, трекшн-контроля, старт-контроля и полностью автоматических коробок передач, будут обязательны к использованию унифицированные электронные блоки.
10. FIA приглашает автопроизводителей, в настоящий момент поставляющих моторы для команд, гарантировать поставку конкурентоспособных моторов для нескольких команд чемпионата по приемлемой стоимости.
FIA резервирует за собой право внести соответствующую. поправку к спортивному регламенту.
(Дополнение: Суммы, затрачиваемой сейчас мотористами на работу с одной командой в сезоне 2004 года хватит на две команды. Две команды будут потреблять меньше моторов, чем сейчас потребляет одна).
11. После консультации с командами, FIA подготовит список основных компонентов, которые, как и мотор, не могут быть заменены по ходу уик-энда.
12. Обязательным станет использование на всех машинах стандартного заднего антикрыла. Оно обеспечит два уровня прижима - "Monza" и "Brazil". Это не только сэкономит средства, но и уменьшит скорость в поворотах, что повысит безопасность гонок.
Стандартное антикрыло облегчит обгон. Переднее антикрыло будет меньше влиять на прижимную силу, поскольку будет компенсировать недостаточный прижим заднего антикрыла. В результате потеря прижимной силы позади машины сократится, что поможет преследователю подобраться поближе в повороте, облегчая поворот на последующей прямой.
13. Стандартные тормоза. FIA принимает предложения по поводу конструкции тормозной системы, одинаковой и обязательной к использованию для всех команд чемпионата. Лучший проект будет взят за основу. Любые финансовые или другие выгоды от использования системой поступят командам.
2005
Поправки к спортивному регламенту 2004 года могут быть проголосованы Комиссией "Формулы-1" не позже 31 октября 2004 года.
14. Правило одного мотора расширяется с одного до двух этапов, то есть один и тот же мотор должен использоваться на двух этапах подряд. Это приведет к дальнейшему сокращению затрат команд и поставщиков моторов, и поможет сдержать рост мощности в разумных пределах.
15. После консультации с командами будут введены ограничения на минимальный срок использования отдельных компонентов.
16. Учитывая опыт 2004 года может наступить необходимость пересмотра системы наказаний за преждевременную замену мотора или других основных компонентов. Наказания должны удерживать команды от злоупотреблений, не влияя на конкурентоспособность или мотивацию команд и гонщиков.
2005
Поправки к спортивному регламенту 2004 года могут быть проголосованы Комиссией "Формулы-1" не позже 31 октября 2005 года.
17. Правило одного мотора расширяется с двух до шести гонок. Это существенным образом скажется на стоимости поставки моторов и никак не повлияет на спортивную сторону "Формулы-1". В результате планируемые на сезон 2008 года перемены в регламенте на моторы, с целью снижения мощности, могут не понадобиться.
Поставщики моторов смогут работать с тремя или даже четырьмя командами тратя не больше, чем в сезоне 2004 и 2005 года. Еще раз, затраты на разработку и изготовление мотора не изменятся, но стоимость поставки моторов на сезон значительно сократится.
(Дополнение: Разговоры о том, что разработка мотора, способного отдавать максимальную мощность на протяжении 500, а не 5000 километров, будет стоить очень дорого понять трудно. Единственное отличие - дополнительное время на стендах, затраты на которое внесут очень небольшой вклад в общую стоимость разработки мотора. Дополнительное время на тестах не стоит ничего, поскольку команда все равно одновременно работает с шасси. Нет существенной разницы в стоимости тестирования узлов, способных проработать короткое время под значительной нагрузкой, или большее время при меньшей нагрузке.)
Дальнейшие меры
Есть одна дополнительная мера, которая способна значительно сократить затраты, но потребует единодушного одобрения команд и времени на реализацию.
18. Ограничения на материалы. Использование экзотических материалов стоит очень дорого и эта стоимость постоянно увеличивается. Управлять этим процессом почти невозможно. Запрет бериллия показал, что поиск альтернативы может стоить еще дороже. Однако запрещение подобных элементов списком может сработать. При проверке можно ориентироваться на химический анализ, спектроскопию и подобные методы. Этот вопрос будет обсуждаться с экспертами и командой.
Поставка моторов
Обеспечение моторами всех команд чемпионата может стать проблематичным, если число автопроизводителей, участвующих в чемпионате сильно сократится. Эта проблема может быть решена увеличением требований к сроку жизни мотора, чем больше времени между заменами мотора, тем менее сложно поставлять моторы нескольким командам. Однако в некотором случае, могут возникнуть проблемы даже с одним мотором на шесть гонок, тогда нужно будет решать этот вопрос еще раз. В чрезвычайной ситуации выходом может быть поставка всем командам моторов от одного производителя.