История HANS (Head And Neck Support)

Февраль 2003.

Макс Мосли: "Споря о преимуществах и недостатках HANS, пролистайте старые журналы. Столько же шума было вокруг шлемов или ремней безопасности - многие говорили о том, что это неудобно, бесполезно и затрудняет управление машиной. Кажется сейчас никто не сомневается в том, что нужно пристегиваться или одевать шлем".

В 70-х годах двадцатого века в лабораториях General Motors разрабатывали устройства активной безопасности для дорожных машин, проводя крэш-тесты с использованием начиненных датчиками манекенов. Именно тогда зашел разговор о том, что при аварии очень трудно защитить шею. За дело взялся профессор биомеханического факультета Мичиганского университета доктор Роберт Хаббарт, пригласивший в напарники гонщика Джима Даунинга. В середине 80-х был готов первый опытный образец невероятно простого устройства, эффективность которого была сразу подтверждена на тестах.

Жесткий и легкий каркас (как правило из углеволокна) повторяет форму плеч пилота и пристегивается обычными ремнями безопасности, то есть обладает одинаковым моментом инерции с туловищем при ударе. Верхняя часть каркаса сзади облегает шлем для защиты при фронтальном ударе, а ремни удерживают шлем при резком торможении или лобовом ударе.


Лобовой удар


Фронтальный удар


Боковой удар

Еще через год в лабораториях концерна DaimlerChrysler, детально исследовали эффективность новинки. Результаты впечатлили даже опытных инженеров. После креш-теста с экстремальной перегрузкой в 45g электроника манекена констатировала более чем двукратное снижение нагрузки на шею.

Эффективность HANS при лобовом столкновении
Параметры без HANS с HANS Эффект
Перемещение головы 43 см (до руля) 24 см 44%
Нагрузка на шею 347 кг 47 кг 86%

Первый вариант HANS (HANS1) поступил в продажу уже в 1990-м и использовался во многих областях, которые предполагают возможность получения травм при столкновении или резком торможении. Конструкция получилась неудобной, достаточно громоздкой и не могла быть использована там, где жизненное пространство ограничено. Тогда HANS был скорее интересным экспериментом, экзотикой, спутником экстремальных ситуаций. Медики и специалисты по безопасности были в восторге, чего нельзя сказать о тех, кто использовал HANS на практике. К сожалению первый вариант устройства, должного обеспечивать безопасность сам не соответствовал некоторым нормам безопасности, касающихся, в частности, скорости эвакуации из кабины при чрезвычайной ситуации. Назрела необходимость адаптации устройства для более широкого применения, нужно было сделать HANS компактнее, удобнее и универсальнее.

К работе подключился серьезный бизнес, за разработку второго варианта HANS взялись инженеры DaimlerChrysler, решившиеся адаптировать устройство под любые виды кабин, разумеется в проекте участвовали производители шлемов, компании Arai и Bell не захотели упустить столь привлекательную возможность. В сезоне 2000 года HANS стали использовать в серии CART, пошли разговоры о том, что устройство уберегло Кристиана Фиттиапльди от серьезных травм на свободных заездах перед Target Grand Prix, о нем вспомнили после аварии Роберто Морено.

Презентация варианта HANS для "Формулы-1" состоялась 9 апреля 2000 года, Макс Мосли тогда выступил с длинной речью, смысл которой можно передать одной фразой: "HANS - самое серьезное нововведение в системе безопасности за последние годы." Однако Европа не торопилась вслед за Америкой внедрять новинку, которая, совершенно очевидно, требовала серьезных доработок. Лишь в сентябре 2001 года FIA впервые назвала конкретные сроки - HANS должен стать официальным атрибутом "Формулы-1" в течении двух лет.

За двадцать лет HANS из лабораторного эксперимента стал обязательной мерой безопасности по обе стороны океана, у которой противников больше, чем сторонников. Окажется ли воротник из углеволокна, панацеей или сделает гонки еще опаснее - покажет время. Последний эксперимент всегда ставят на людях...

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё