Автоспорт весьма телегеничен, и смотреть его по телевизору порой интереснее, чем с трибун, однако вряд ли кто-то будет спорить с тем, что ещё интереснее – участвовать в соревнованиях лично. Когда-то, на заре гоночной эры, это мог сделать любой желающий – собственно, среди желающих гонки и проводились. Да и всего несколько десятилетий назад автоспорт был скорее уделом энтузиастов, чем профессионалов.
Сейчас времена изменились, и давно считается, что если вы не начали заниматься картингом в раннем детстве, то шансов чего-то достичь у вас нет, и «поезд уже ушёл». А все соревнования, так или иначе, «заточены» под определённые возрастные категории, выпадение из которых порождает разговоры о том, что человек занят не своим делом.
Но чем больше профессиональный автоспорт отдаляется от обычного человека, тем больше у этого человека желание попробовать свои силы. Именно поэтому в мире так популярен прокатный картинг – самый доступный вид любительского автоспорта, который одновременно ещё и наиболее близок к профессиональным гонкам. Минус его, однако, в том, что соревноваться вы можете только со своими друзьями и случайными посетителями, так что интрига противостояния исчерпывается довольно быстро.
Именно поэтому несколько лет назад мировой лидер по производству картов, компания SODIKART, решила организовать международные соревнования для любителей картинга, участвовать в которых может практически любой желающий. Причём, большинство участников могут конкурировать с соперниками со всего мира, не выезжая за пределы своего города.
Работает эта схема просто: все картинговые центры, использующие технику SODI, получают возможность включать своих клиентов в рейтинг SODI World Series (SWS). На сегодняшний день в рейтинге участвуют 111 картодромов по всему миру. На каждом из них ежемесячно проходят соревнования для любителей, причём как командные, так и индивидуальные, за результаты в которых участнику начисляются очки. При регистрации, которая проходит через сайт SWS, каждый желающий получает свой индивидуальный номер, и может следить за своим местом во всемирном рейтинге.
При этом, хотя номер и привязывается к конкретному картодрому, где участник соревновался впервые, географически он никак не ограничен. И зарегистрированный в московском картинг-центре любитель может, прилетев, к примеру, в Берлин, выйти на старт в местных соревнованиях и получить за это очки. График всех соревнований по всему миру также всегда можно найти на сайте серии. Однако это вовсе не значит, что участник, постоянно разъезжающий по разным городам и участвующий в нескольких гонках в месяц, сможет автоматически опередить в рейтинге тех, кто соревнуется только на одном картодроме – в зачёт в любом случае пойдут лишь восемь лучших командных результатов, и десять – индивидуальных.
По итогам каждого соревнования участники получают призы от картинг-центра, но главная награда ждёт победителя чемпионата картодрома по итогам сезона – путёвка на ежегодный SWS GRAND FINAL в Париже. В путевку входит оплата стартового взноса, перелёта и проживания.
По всей России в системе соревнований SWS пока принимают участие только четыре картодрома: два в Москве («Маяк» и Arena GP), один в Новосибирске (SibRacing) и один в Омске (Victory Club). При этом только один из них, Arena GP, представляет собой крытый картинг-центр, а не уличную трассу, и, соответственно, проведение там соревнований не зависит от погодных условий. Правда, чтобы сесть за руль мощного карта SODI RT8, на котором проводятся соревнования в зачёт серии SODI, необходимо получить клубные права. Однако сделать это можно не только показав хорошее время во время обычного «проката», но и в рамках соревнований – только не международных, а внутренних, проходящих каждую неделю.
«Я сам начинал как простой любитель прокатного картинга, и отлично знаю, что есть много людей, которые регулярно катаются на картах, но при этом никогда не участвовали ни в каких гонках, - говорит руководитель Arena GP Александр Тен. – Поэтому мы с самого начала решили сделать акцент на соревновательную часть. И помимо SWS, у нас есть и свои гонки.
Их довольно много, но основу «пирамиды» наших соревнований составляют «Гонки недели», участвовать в которых может любой желающий. Это командные соревнования, где участники ранжируются в зависимости от своего уровня, и в одной команде всегда объединяются как опытные картингисты, так и новички. Благодаря этому, результаты начинающих постоянно растут, и постепенно они зарабатывают рейтинговые очки, позволяющие сесть за руль картов SODI и стартовать в зачёт SWS».
Разумеется, учтены и вопросы безопасности. На картодроме Arena GP в качестве отбойников используются не старые автомобильные покрышки, а специальные барьеры Flexi-Track. Покрытие трассы постоянно чистится, что, вместе с заботой о машинах, даёт гарантию того, что поведение карта в любой точке трассы не станет для клиента «сюрпризом». Кроме того, в Arena GP применяется система дистанционного контроля скорости, благодаря которому маршаллы имеют возможность принудительно замедлить машины, находящиеся на трассе, при появлении жёлтых флагов.
Один из главных вопросов при проведении подобных соревнований – обеспечение равенства условий. Ведь не секрет, что во многих картинг-центрах слишком многое зависит от того, насколько быстр тот карт, что тебе попался. А среди пилотов заметное преимущество имеют те, кто меньше весит. По словам Александра Тена, при организации соревнований все эти моменты были учтены.
«Я отлично знаю, какова ситуация с картами во многих российских картинг-центрах, - отмечает он. – И для нас очень важно было всё сделать по-другому. Все машины у нас всегда в идеальном порядке, все расходные материалы меняются по регламенту, и с шинами тоже никаких проблем. Более того – перед соревнованием все карты, которые будут участвовать в гонке, тестируются специально приглашённым испытателем – опытным картингистом.
А что касается гонщиков – во взрослых соревнованиях не могут стартовать дети до 15 лет – для них есть отдельная категория, в том числе и в системе SWS, - а сами участники «довешиваются» грузами до 80 кг. Помимо прочего, на некоторых внутренних соревнованиях мы оставляем за собой право отказать в участии слишком сильным гонщикам. Ведь наша главная цель – сделать так, чтобы людям было интересно».