Месяц назад мы писали о том, что британское Управление по охране труда (HSE) завершило расследование тяжёлой аварии, происшедшей на тестах в июле 2012 года, в результате которой тяжёлые черепно-мозговые травмы получила испанская гонщица Мария де Виллота. В официальном заключении говорилось, что авария стала результатом нелепого несчастного случая, что с команды Marussia сняты все претензии, и дело закрыто.
В октябре 2013-го гонщица, потерявшая правый глаз, ушла из жизни в возрасте 33 лет – сказались последствия травм. BBC удалось получить ряд документов, связанных с расследованием, которые проливают свет на обстоятельства аварии.
3 июля 2012 года команда Marussia проводила аэродинамические тесты на прямой на аэродроме в Кембриджшире, для де Виллоты это был первый опыт управления машиной Формулы 1.
В документах HSE говорится, что перед заездом она получила инструкции от гоночного инженера, но в них не было никакой информации о том, как останавливать машину и какие передачи выбирать при возвращении на временный пит-лейн.
Затем де Виллота ознакомилась с трассой, проехав по ней на дорожном легковом автомобиле, но процедура остановки не была ей объяснена и в этот раз. Пересев на машину Формулы 1, Мария провела два успешных заезда и возвращалась к палатке, в которой располагались импровизированные боксы, когда передние колёса заблокировались.
Передача в этот момент была включена, а машина Формулы 1 оборудована системой, препятствующей выключению двигателя, функция которой состоит в том, чтобы удерживать обороты примерно на уровне 4100 об/мин. Как сказано в заключении британских экспертов, фактически техника «сопротивлялась» действиям де Виллоты, и в итоге произошло столкновение машины с неподвижным грузовиком технической поддержки.
Перед аварией гонщица нажала кнопку выключения сцепления и пыталась выключить передачу, но ничего не произошло. В документах говорится, что перейти со второй передачи на первую также не удалось из-за противодействия системы, препятствующей выключению двигателя.
До заездов Мария говорила инженерам, что не может оперировать сцеплением, когда рулевое колесо вывернуто до упора – именно в таком положении передние колёса были в момент аварии.
Последствия происшествия были усугублены ещё и тем, что задняя погрузочная площадка автомобиля, с которым столкнулась гоночная машина, была оставлена в опасном положении.
Как впоследствии объясняла гонщица, она думала, что ей удастся избежать столкновения с грузовиком, а погрузочной площадки она не заметила. В заключении HSE также говорится, что ранее де Виллота не один год выступала в гонках и до тестов в Marussia ей доводилось пилотировать машины Lotus F1 на тестах во Франции и Испании, поэтому команда «полагалась на её мастерство и гоночный опыт».
Команда Manor отказалась комментировать обнародованные документы, сославшись на то, что ей нечего добавить к выводам HSE.