Британский журналист Джо Савар рассуждает о том, что автоспорт остаётся рискованной профессией, несмотря на серьёзные стандарты безопасности, но главное – делать выводы из трагических происшествий.
Джо Савар: «Знаменитый гонщик Денни Халм как-то мне сказал: “Сейчас трассы стали невероятно безопасными, почти стерильными – такого не было никогда. Некоторым это не нравится, они считают, что гонки стали скучными. Согласен, если сравнивать со старым Нюрбургрингом… Но лучше так, чем каждый вторник ходить на похороны”.
Сегодня в Ницце мир прощался с Жюлем Бьянки. Он прожил короткую жизнь, и судьба его была трагичной. Это история о человеке, чей талант не будет вознаграждён, а потенциал не будет реализован, но не стоит забывать, что в истории спорта всё это было много раз. Люди моего поколения, наверное, вспомнят Штефана Беллофа, но были десятки других молодых парней, кому была уготована такая же судьба.
Сегодня аварии со смертельным исходом – непривычное явление для многих в паддоке, они просто не знают, как к нему относиться. Люди пожившие всё это видели, и не только в Имоле в 1994-м, но и на многих других гонках. Когда я был в том же возрасте, что и Бьянки, я уже стал свидетелем четырёх или пяти смертей на трассе. Все они произошли достаточно давно, хотя я не такой уж старый и не пережил тот самый тяжёлый период, который хорошо помнят те, кому сейчас за 60 или за 70.
И всё-таки, давайте посмотрим на вещи шире. Испытания, выпавшие на долю военного поколения, напоминают о том, что нам повезло жить в современную эпоху. В школе, в которой я учился, висела мемориальная доска. Однажды я решил сосчитать, сколько там было имён. Оказалось, 600, и я поразился, что в моё время столько человек училось в нашей школе. Это меня потрясло.
Хочется думать, что те, кто погибли в молодом возрасте, расстались с жизнью не напрасно, и что всё это чему-то научило мир… В конце концов, нет смысла в попытках объяснить причины этого, как не приносят нам успокоения витиеватые речи, звучащие на похоронах. Единственное, мы извлекаем уроки из случившегося и стараемся добиться, чтобы это больше никогда не повторилось.
Увы, в какой-то момент обстоятельства могут вновь сложиться так, что всё опять закончится трагедией. Никто не знает, когда это может произойти. Гонки невозможно сделать на 100% безопасными. За последние десятилетия в Формуле 1 произошли невероятные изменения, но нельзя забывать, что каждый раз, садясь за руль, гонщики подвергают себя риску. Они принимают эти правила игры, а если нет – завершают карьеру. У них есть выбор.
Серьёзные аварии до сих пор происходят и будут происходить, но их последствия сейчас другие. Гонщики выходят целыми и невредимыми из переделок, которые 40 лет назад закончились бы трагедией. Добиться этого удалось, благодаря передовым технологиям, новым подходам, а также стремлению учиться на прошлом опыте…
Поэтому давайте сохранять позитивный настрой, двигаться дальше, помня о том, каким талантливым парнем был Жюль Бьянки, и продолжать учиться, стараясь всё делать правильно».