Марк Галлахер, бывший коммерческий директор Cosworth, на страницах своего блога рассуждает о непростой ситуации, в которой в этом сезоне оказались Red Bull и Renault, а также McLaren и Honda.
Говорят, разводиться всегда непросто, и если развод Red Bull и Renault действительно произойдёт, остаётся лишь радоваться, что в их случае не придётся решать «детский вопрос». Отношения подходят к концу, а общие успехи, которых они добились с 2010-го по 2013 гг., остались в прошлом.
Тем временем, хотя в случае с McLaren Honda дело зашло не так далеко, пожалуй, им тоже надо бы обратиться в семейную консультацию за психологической поддержкой.
При всей сложности технологий в современной Формуле 1, успешное сотрудничество между командами и их техническими партнёрами зависит от людей. Это означает, что в его основе должны лежать взаимное уважение и доверие. Как только эти принципы нарушаются, восстановить отношения очень сложно. Кризисные явления, с которыми столкнулись оба эти союза, не сулят ничего хорошего, и всё это совсем не идёт на пользу чемпионату, для которого важно, чтобы Red Bull Racing и McLaren были конкурентоспособными именно сейчас, когда Mercedes и Льюис Хэмилтон уходят в отрыв.
Конечно, до 2013 года двигатели в Формуле 1 были просто товаром, и тогда действовал тот же принцип, что и с устройствами plug-and-play. 2,4-литровые моторы V8 были относительно надёжными, обладали значительным ресурсом и сбалансированными характеристиками, если говорить о мощности, крутящем моменте, управляемости и потреблении топлива.
Когда в 2014 году вступил в силу технический регламент, предписывавший переход на гибридные силовые установки, все команды должны были понять, что Формула 1 не просто вступает в новую эру, когда двигатели становятся основным фактором, от которого зависит успех: первоочередное внимание необходимо было уделить выстраиванию правильных отношений с поставщиками двигателей.
В случае с Red Bull и Renault этого не произошло, и понять причины тут, наверное, несложно. Чемпионская команда пребывала в полной уверенности, что их давние партнёры, вместе с которыми было выиграно столько титулов, нормально справятся с работой. У Renault Sport также было ложное ощущение, что с их продукцией всё будет в порядке. Однако прежние победы в чемпионатах в большей степени объяснялись преимуществом в аэродинамике, которое обеспечивало шасси Red Bull, нежели превосходством моторов: очень странно, что когда французская компания приступала к разработке гибридной силовой установки, никого не встревожил тот факт, что моторы Renault V8 не обеспечивали достаточно высокую максимальную скорость на прямых.
Вне зависимости от того, по какой причине в Renault теперь не смогли соответствовать ожиданиям Red Bull, партнёров должны были связывать достаточно прочные и проверенные временем отношения, которые помогли бы им преодолеть сложный период. Поскольку я кое-что знаю о конкретных людях, участвующих в этом конфликте, я не удивлён, что всё сложилось именно так, как сложилось. Намного проще внести изменения в конструкцию поршня, чем восстановить испорченные отношения.
Конечно, союз McLaren и Honda нельзя называть новым. Все помнят, что в конце 80-х – начале 90-х они вместе радовались общим успехам. Вспоминать прошлые достижения – дело опасное, однако когда вы возрождаете прежние отношения, иногда вы очень быстро выясняете причину, по которой они в своё время расстроились.
McLaren – великая команда, и ей нужен не менее честолюбивый партнёр. Она изначально надеялась, что Honda сможет практически сразу выйти на уровень лучших образцов. А японскому концерну, бесславно ушедшему из Формулы 1 лишь несколько лет назад, нужно было, чтобы в McLaren построили хорошую машину и пригласили гонщиков, которые умеют добывать победы. Такое впечатление, что только один из партнёров сделал то, что от него требовалось, тогда как второй, как ни странно, не в состоянии выполнить свои обещания.
Похоже, в Honda плохо подготовились, и японским мотористам не хватает как понимания технических сложностей задачи, так и оперативности, с которой нужно решать возникающие проблемы. Действительно, наверное было бы лучше, если бы McLaren ещё сезон использовала клиентские моторы, ведь тогда у Honda было бы больше времени на доводку своей силовой установки.
Позади чуть больше половины чемпионата, но оба партнёра выглядят сильно озадаченными. На пресс-конференции в Монце руководство Honda Motorsport взялось за старое: поскольку согласиться с критикой означало бы потерю лица, то вместо этого Ясухиса Араи начал оправдываться, игнорируя реальность.
Это плохо. Общеизвестно, когда в отношениях начинается разлад, прежде всего надо признать наличие проблем и честно оценить их серьёзность.
Когда Honda участвовала в Формуле 1 в 80-х, её гоночными программами руководил Нобухико Кавамото, глава научно-исследовательского департамента, который позже стал президентом всей компании. Но ещё в 60-е он занимался проектом Honda в Формуле 1. Он очень хорошо понимал, насколько важно работать быстро и максимально эффективно – именно эти качества, прежде всего, присущи лучшим командам чемпионата. Сейчас ему 79 лет, но, наверное, он мог бы дать мудрый совет нынешнему поколению менеджеров Honda.
Сейчас важнее всего, чтобы в Honda изменили свои подходы к сотрудничеству с McLaren и реально взялись за исправление ситуации. Но руководителям японской компании с её иерархией пойти на это непросто, тогда как McLaren потребуется немалое терпение. Если сторонам удастся наладить взаимопонимание, возможно, они смогут преодолеть сложный период в отношениях. Кто знает, может быть, McLaren и Honda ещё могут стать счастливой парой.