Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Японии…
В дни японского гоночного уик-энда Mercedes AMG восстановила свою привычную форму и завоевала победный дубль, что позволило чемпионской команде заметно нарастить преимущество в Кубке конструкторов. Кроме того, в ходе гонки мы стали свидетелями нескольких важных тактических решений и в очередной раз увидели, как сильно старт влияет на дальнейший ход гонки.
Опередив Нико Росберга, Себастьян Феттель полагал, что сможет занять в Сузуке второе место, что было важно для гонщика Ferrari, поскольку он ведёт борьбу за второе место в личном зачёте чемпионата. Но как Скудерия упустила этот результат? Также предлагается обратить внимание на отличную работу Нико Хюлкенберга и Force India, ведь после старта с 13-й позиции на финише они были шестыми.
Ожидания перед гонкой
Во время пятничных тренировок поливал дождь, поэтому команды не могли нормально работать на длинных сериях кругов, чтобы разобраться с поведением резины. Кроме того, в Pirelli ввели новые ограничения давления в шинах, которые могли привести к их перегреву, что тоже добавляло неопределённости накануне Гран При.
По итогам субботы два момента заставляли задуматься. Во-первых, гонщики Mercedes показали отличную скорость в первой квалификационной сессии на шинах Hard, а во-вторых, Ferrari не смогла собрать достаточно информации в ходе утренней тренировки. Как показало дальнейшее развитие событий, оба фактора предопределили исход гонки.
Ferrari против Mercedes
Нико Росберг, обладатель поул-позиции, упустил победу ещё в самом начале гонки, проиграв старт Льюису Хэмилтону, своему напарнику по Mercedes. Для него это был серьёзный удар, ведь теперь лидер чемпионата может позволить себе больше не одерживать побед в этом сезоне и всё равно станет чемпионом мира, даже если Росберг выиграет все пять оставшихся Гран При, а он финиширует вторым.
После старта основная интрига была в том, сможет ли Нико отыграться, откатившись на 4-ю позицию. В итоге Росбергу помогла правильная тактика. За его борьбой с Феттелем действительно стоило понаблюдать, ведь всё решали доли секунды, а после гонки осталось ощущение, что в Ferrari всё-таки могли отстоять второе место. Почему тогда им это не удалось?
Феттель очень толково провёл второй отрезок гонки, берёг шины и одновременно сохранял двухсекундное преимущество над соперником: как полагали в Скудерии, этого будет достаточно, чтобы предотвратить тактический манёвр со стороны Mercedes и не позволить Росбергу выйти вперёд за счёт более раннего пит-стопа.
В своих расчётах стратеги Ferrari исходили из следующих соображений: они прикинули, какой может быть скорость Mercedes на круге выезда из боксов, примерно представляя, когда Росберг поедет на пит-стоп, и сопоставляли это c темпом, на который способен Феттель.
Разумеется, чтобы не позволить сопернику опередить вас на пит-стопе, лучше всего свернуть в боксы первым. Но тут есть риск, что твой пит-стоп окажется слишком ранним, и из-за этого на последних кругах шины начнут терять скорость.
Круг проходил за кругом, а Феттель и его команда всё выжидали, когда наступит момент, чтобы спокойно перейти на шины Medium и ехать до финиша. Ferrari на этой резине ведёт себя лучше, чем на Hard.
Но до этого им нужно было разобраться со своей второй машиной и дать возможность Кими Райкконену опередить Валттери Боттаса именно за счёт более раннего пит-стопа, что отлично сработало. На 28-м круге более опытный финн побывал в боксах, а его молодой соотечественник, отреагировав на это, провёл пит-стоп на круг позже и в итоге уступил четвёртое место Кими.
В Mercedes воспользовались моментом и позвали Росберга на пит-лейн, когда Боттас был в боксах, и всё внимание Ferrari было приковано к нему. Это был не лучший пит-стоп Mercedes, но то, что произошло потом, буквально шокировало Феттеля и Ferrari.
Выехав из боксов на жёстких шинах, Росберг показал отличное время: 1 мин. 55,869 секунды. Чтобы было понятно, насколько это быстро, достаточно сказать, что свой первый круг после пит-стопа Нико преодолел на 2 секунды быстрее, чем только что Райкконен проехал свой, когда опередил Боттаса, и на две секунды быстрее Феттеля.
Всё это говорит о резервах скорости Mercedes на жёстких шинах, что гонщики этой команды продемонстрировали ещё в первой части квалификации, но тогда в Ferrari, видимо, это недооценили.
Феттель попытался отреагировать: механики Скудерии провели пит-стоп быстрее, чем Mercedes, но какие-то доли секунды, которые в Ferrari не учли, составляя свои расчёты, решили исход этого поединка. Феттель проиграл позицию по отношению к Росбергу как раз в тот момент, когда выезжал из боксов.
Не исключено, что в Ferrari могли этого избежать, если бы провели пит-стоп Феттеля одновременно с Росбергом, т.е. за 24 круга до финиша. Тогда, возможно, Себастьян удержался бы впереди. Впрочем, при этом сценарии в Mercedes могли попросить Нико остаться на трассе ещё на пару кругов, после чего он бы перешёл на шины Medium и атаковал Феттеля перед финишем гонки. Хотя обогнать его на трассе было бы очень сложно…
Хюлкенберг стартовал 13-м, а финишировал 6-м
Отлично провели Гран При Японии Нико Хюлкенберг и Force India. Немецкий гонщик был оштрафован за столкновение с Фелипе Массой в Сингапуре, поэтому в Сузуке потерял три стартовых позиции. Он отлично стартовал, опередив пятерых соперников за счёт очень агрессивных действий в 1-м повороте. После этого он оказался позади двух Lotus, а за счёт более раннего пит-стопа ему удалось опередить Пастора Мальдонадо и Романа Грожана. В итоге Нико финишировал шестым, позади гонщиков Mercedes, Ferrari и Валттери Боттаса из Williams. Это можно считать идеальным примером правильной инициативы, агрессивной тактики и искусного пилотирования, что позволило Хюлкенбергу заработать заслуженные 8 очков.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com