Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Мехико...
Судьба чемпионского титула и победителя Кубка конструкторов уже определена, но мексиканский этап дал много поводов для обсуждений и принёс Williams первый подиум после Монцы.
Этап на новой трассе – это всегда непростая задача, а в Мехико добавились свои особенности – большая высота над уровнем моря и жаркая погода в день гонки. Гонщики Mercedes вновь завоевали победный дубль – сегодня мы проанализируем их решение изменить стратегию по ходу гонки.
Ожидания перед гонкой
Считалось, что износ резины на свежем асфальте автодрома имени братьев Родригес очень небольшой, но в гонке он оказался весьма существенным. Гранулирование шин было серьёзной проблемой для многих, пока траектория не покрылась отработанной резиной, но высокая температура асфальта несколько снизила остроту вопроса. Кроме того, в разреженном воздухе нужно было контролировать температуру тормозов – скорости достигали 360 км/ч, а система охлаждения работала недостаточно эффективно.
В Pirelli на новых трассах используют консервативный подход, на этот раз они привезли Medium и Soft, а по данным, полученным на свободных заездах, команды знали, что гонка, скорее всего, пройдёт с одним пит-стопом в районе 45-50 круга. Но когда температура асфальта перед стартом поднялась до 56 градусов, возникли вопросы по поводу дистанции, которую можно проехать на одном комплекте.
Почему в Mercedes изменили стратегию?
Ключевым моментом Гран При Мексики стало начало второй половины гонки, когда в Mercedes решили перейти на «план В» и провести второй пит-стоп, поставив гонщикам свежие комплекты шин Medium. Хэмилтон подверг сомнению это решение команды, но мог ли он выиграть, если бы остался на трассе?
Интересный аспект этого вопроса, который широко не обсуждался – в этой гонке у Хэмилтона шины изнашивались сильнее, чем у Росберга, так что он больше выигрывал от дополнительного пит-стопа, чем Нико.
В тот момент никто не знал, что через пять кругов выйдет автомобиль безопасности. Но без второго пит-стопа гонщикам Mercedes пришлось бы проехать около 45 кругов на одном комплекте по трассе, которая с каждым кругом становилась всё быстрее.
Другой аспект, который тоже не обсуждался – улучшение состояния трассы замаскировало потерю эффективности шин из-за износа – гонщикам казалось, что резина работает, как прежде. В какой-то момент Хэмилтон на шинах Medium проехал круг быстрее своего же результата в первой части квалификации – так сильно улучшилось состояние трассы.
Решение провести второй пит-стоп в Mercedes приняли заранее, на случай, если появится автомобиль безопасности, а гонщики команды в этот момент уже проедут въезд в боксы – в этом случае они проиграли бы гонку. Они лидировали с комфортным преимуществом в 27 секунд от Квята и было очевидно, что это лучший момент для смены шин – если у вас нет необходимости рисковать, проехав на одном комплекте 45 кругов, лучше этого не делать. Любая команда на месте Mercedes при подобном преимуществе так бы поступила.
В Mercedes решили избежать риска и сменить резину обоим пилотам. Вероятно, им стоило первым обслужить Хэмилтона, чтобы избежать возникших сомнений, ведь Льюис проехал дополнительный круг, обсуждая с командой смену стратегии. С другой стороны, в этом случае он почти наверняка опередил бы Росберга за счёт «подрезки», так что это вопрос спорный.
Проблема в том, что у Хэмилтона не было информации о том, почему Росбергу сменили резину. Возможно, он думал, что у напарника возникли проблемы с шинами, которых не было у него. Он увидел в этом возможность выиграть гонку и очень хотел это сделать, поскольку Нико, похоже, решил свои проблемы в квалификации и опередил Хэмилтона четыре раза подряд.
Гипотетически, если бы Льюис в тот момент остался на трассе, не выполнив приказ команды, он проезжал бы круги в районе 1:22 против 1:20 у Нико на свежей резине. За пять кругов преимущество Льюиса сократилось бы до восьми секунд, и он свернул бы в боксы после выезда автомобиля безопасности, доверив себя команде, приказ которой он только что не выполнил.
Если бы он не сменил резину и за автомобилем безопасности, то шины бы окончательно потеряли эффективность и он стал бы лёгкой добычей для Росберга.
Williams и Боттасу повезло с автомобилем безопасности
В прошлом и в этом году Williams порой обвиняли в том, что они действуют недостаточно агрессивно, но в Мехико всё было иначе. Третья лучшая команда сезона заслуженно завоевала подиум, благодаря оптимальной стратегии и просчитанному риску.
На старте Валттери отыграл одну позицию из-за проблем у Феттеля, но застрял за Риккардо. В Williams по результатам моделирования гонки знали, что не смогут проехать дистанцию с одним пит-стопом, поэтому смело отказались от шин Soft, с которыми у них были проблемы, уже на восьмом круге. После гонки Боттас говорил, что теоретически можно было бы доехать до финиша на том комплекте Medium, который он в тот момент получил, но до старта в Williams считали, что Medium может выдержать до 50 кругов, но никак не 63!
Валттери вернулся на трассу 14-м, но поднимался наверх по мере того, как на следующих двадцати кругах соперники проводили пит-стопы. Его машина выдержала столкновение с Райкконеном и Валттери оказался четвёртым, несколько секунд уступая Квяту. На 51-м круге выехал автомобиль безопасности, что позволило ему провести пит-стоп. Он едва не упустил свой шанс, не заехав в боксы сразу, но сменил резину на следующем круге и выехал в секунде перед Риккардо.
Прогрев шин Medium требует большего времени, но Валттери знал, что на рестарте сможет атаковать Квята на длинной прямой. С максимальной скоростью Williams в 360 км/ч против 347 км/ч у Red Bull он использовал этот шанс, завоевав место на подиуме.
Перес вновь ставит на удачу
В Сочи Серхио Перес в пятый раз за карьеру поднялся на подиум, сумев проехать большую дистанцию на одном комплекте шин Soft в хорошем темпе. Он пытался повторить это на домашней трассе в Мехико – на этот раз проехав 53 круга на Medium.
Серхио был восьмым, когда на 51-м круге выехал автомобиль безопасности, что позволило его соперникам спокойно перейти с одного пит-стопа на два с минимальной потерей времени. В Force India решили рискнуть, оставив его на трассе и рассчитывая опередить Массу и Хюлкенберга, которые до этого ехали в 20 и 17 секундах впереди. Расчёт не сработал, кроме того, получивший свежий комплект Макс Ферстаппен представлял серьёзную угрозу, но Перес смог сохранить позицию, финишировав восьмым. В семи гонках после летнего перерыва он заработал 53 очка.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com