Бывший гонщик Формулы 1, а ныне комментатор BBC Sport Дэвид Култхард рассуждает о том, как может складываться дальнейшее противостояние гонщиков Mercedes, и не видит причин, которые могут помешать чемпионской команде отказаться от привычного подхода к тактике.
В Mercedes неплохо справились с задачей, выстроив отношения с Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом настолько корректно, насколько это возможно: тактика для гонщиков разрабатывается с таким расчётом, чтобы снизить вероятность возникновения трений внутри команды, и при этом обоим предоставляются равные шансы в борьбе за победу в гонках.
Это очень правильный подход, он позволяет добиваться максимальных результатов, при том что гонщикам разрешается соперничать друг с другом – в определённых рамках, заданных командой.
Однако если смотреть на ситуацию со стороны, это часто приводит к таким гонкам, как мы видели в прошлое воскресенье в Бразилии, когда возможности пилотов бороться на трассе и идти на риск в попытке опередить напарника были ограничены требованием команды придерживаться заранее выбранной тактики.
До конца сезона остаётся один этап, и будет здорово, если в Mercedes позволят своим пилотам и их гоночным инженерам по-настоящему померяться силами в Абу-Даби, тем более что судьба обоих зачётов чемпионата уже решена. В одной-единственной гонке можно было бы попробовать применить другой подход ради повышения зрелищности финального Гран При. Если честно, есть риск, что он может пройти не слишком интересно.
Надо оставить в силе стандартные правила: нельзя сталкиваться друг с другом, но при этом Хэмилтону и Росбергу вместе с их инженерами должно быть позволено самим выбрать тактические схемы и реализовать их по ходу гонки. А команда не должна вмешиваться. В этой ситуации каждый из гонщиков должен взять на себя ответственность за исход Гран При – будь то проигрыш напарнику или даже победа Себастьяна Феттеля и Ferrari.
Они должны быть готовы к тому, чтобы после финиша честно признать: «Мы проиграли, потому что я принимал неправильные решения. Если бы мы действовали так, как предлагала команда, победа была бы за нами». И так далее.
Насколько я понимаю, ничто не мешает Mercedes пойти по этому пути. Но почему нельзя этого делать в каждой гонке?
Важно понимать, почему чемпионская команда выбрала такой подход к тактике: в соответствии с контрактами Хэмилтону и Росбергу предоставлен равный статус, и преференции получает тот из них, кто лидирует в гонке.
Есть множество соображений, исходя из которых гонщикам просто нельзя давать свободу действий по ходу сезона. Начнём с того, что нет никаких гарантий, что Льюис и Нико обязательно пробьются в первый стартовый ряд по итогам квалификации. А даже если будут стартовать с первых двух позиций, необязательно смогут их удержать, как это было в Венгрии. Кроме того, не факт, что у Mercedes будет достаточно большое преимущество в скорости, которое позволит гонщикам действовать по собственному плану без риска быть атакованными представителями других команд.
Суть в том, что главная цель Mercedes – победа, в идеале – победный дубль, а кто из гонщиков поднимется на вершину подиума, это уже второстепенный вопрос. Ситуация меняется в единственном случае – если Хэмилтон и Росберг ведут борьбу за титул с пилотом другой команды, и тогда в Mercedes могут принять сознательное решение в пользу того, у кого выше шансы на победу. Не будем забывать, что в Mercedes обычно учитывают не только интересы команды, но и своих гонщиков.
Инженеры просчитывают всевозможные сценарии гонки и стараются выбрать тот, который может обеспечить максимальное преимущество. Но при этом они стараются оставить некоторую свободу для манёвра, если по ходу Гран При обстоятельства будут как-то меняться.
В Бразилии Хэмилтон просил команду изменить тактику, поскольку ему казалось, что он быстрее напарника, хотя обогнать Росберга не мог. Но тут все не так просто, и в той гонке в Mercedes не могли позволить своим пилотам нацеливаться только на борьбу друг с другом, поскольку Феттель был достаточно близко, и надо было гарантировать, что он не сможет выйти вперёд.
Впрочем, иногда, если обстоятельства позволяют, команда может применить и альтернативный подход. Давайте вспомним знаменитую дуэль Льюиса и Нико на Гран При Бахрейна 2014 года. Оптимальная тактика состояла в том, чтобы первые два отрезка проехать на мягких шинах, а под конец перейти на более жёсткие. Льюис лидировал, придерживаясь именно этой схемы.
Росберг ехал позади него, но полагал, что он быстрее, поэтому ему разрешили поставить комплект Medium уже на первом пит-стопе – сначала он бы потерял какое-то время по отношению к напарнику, зато на последнем отрезке дистанции у него появлялся шанс отыграться и атаковать на свежем комплекте Soft.
В тот день Нико действительно был быстрее напарника и попытался в полной мере использовать тактику, в результате чего мы увидели захватывающую дуэль ближе к финишу гонки, однако Льюису удалось отстоять свою позицию.
Но применить подобную тактику можно не всегда – всё зависит от поведения шин на конкретной трассе и в конкретных условиях. Поэтому основным тактическим приёмом можно считать опережение соперника за счёт более раннего пит-стопа. При этом гонщик, который ведёт преследование, останавливается в боксах первым, а после этого использует скоростное преимущество, которое обеспечивает свежая резина. За счёт этого он пытается опередить соперника, когда тот в свою очередь отправится на свой пит-стоп.
Соперничающие команды постоянно используют подобную тактику, но тут тоже есть своя оборотная сторона: повышается риск, что ресурс шин будет исчерпан до финиша гонки, следовательно, позиция вновь может быть потеряна. Поэтому тут надо всё точно просчитывать.
Но в Mercedes стараются не допускать ситуаций, в которых бы эта тактика применялась их гонщиками в борьбе друг против друга. Тот, кто лидирует, первым проводит пит-стоп, и его гоночный инженер может выбрать оптимальный момент для замены резины. У того, кто едет позади, нет других вариантов кроме как ждать.
Исключение может быть сделано в случае, если гонщику, который едет вторым, начинает угрожать соперник из другой команды – тогда он может получить право первым провести пит-стоп, однако всё должно быть устроено так, чтобы лидер не оказался в неблагоприятном положении.
Но если только в команде, в которой оба гонщика имеют равный статус, решат предоставить преимущество тому, кто едет вторым – считайте, что это гарантия неприятных последствий. Коллектив начнут раздирать внутренние противоречия – так было в Red Bull Racing, когда там выступали Себастьян Феттель и Марк Уэббер.
И всё-таки в Абу-Даби, когда перед Mercedes не стоят такие уж важные задачи, почему бы не предоставить гонщикам свободу выбора тактики? Если тот, кто едет вторым, захочет опередить напарника за счёт более раннего пит-стопа, надо дать ему шанс.
Но чтобы это сработало, надо как-то изолировать друг от друга Питера Боннингтона и Тони Росса, гоночных инженеров Хэмилтона и Росберга. И чтобы в их работу не вмешивался Джеймс Ваулс, главный стратег команды. Я действительно не вижу причин, которые сейчас не позволяют Mercedes хотя бы один раз дать своим пилотам возможность провести гонку так, словно они выступают за разные команды…