Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Японии…
За последние 25 лет лишь трижды в Сузуке финишировали все стартовавшие гонщики, в том числе последние два года подряд. Без сходов стартовавшим позади было сложно добиться успеха, к тому же обошлось без автомобиля безопасности.
После гонки возникло несколько вопросов, в частности – по поводу стратегии Ferrari и рискованных решений Red Bull Racing, на которые мы сейчас постараемся ответить.
Ожидания перед гонкой
В Pirelli предложили командам те же составы, что и в Малайзии – Hard - Medium - Soft, вновь сделав обязательным использование шин Hard на дистанции, но в Сузуке было гораздо прохладнее.
Командам, у которых машины обеспечивают высокий уровень прижимной силы, особенно трём сильнейшим, не понравилась работа состава Medium – на длинных сериях кругов этим шинам не хватало стабильности.
При этом у команд средней группы ситуация была противоположной, что позволило Sauber, Williams и Renault использовать стратегию одного пит-стопа. Они надеялись, что в случае выезда автомобиля безопасности это позволит им отыграть много мест и заработать очки, но этого не произошло.
На пятничных тренировках было видно, что у Red Bull Racing отличный гоночный темп – даже по сравнению с Mercedes, а на одном быстром круге машины Ferrari быстрее Red Bull. Всё говорило о том, что борьба по ходу уик-энда будет плотной.
В Ferrari вновь упускают подиум
Машины Ferrari были очень быстры в Сузуке, в квалификации гонщики уступили Mercedes совсем немного, показав третье и четвёртое время. После неудачного старта Хэмилтона оба пилота могли подняться на подиум, но уже не первый раз в сезоне команда упустила этот результат.
Феттель получил небольшой штраф, потеряв три места за инцидент в Малайзии, а Кими Райкконен потерял пять за замену коробки передач – в итоге на стартовом поле им пришлось пропустить вперёд гонщиков Red Bull и Серхио Переса.
Феттель отлично стартовал, отыграв несколько позиций ещё до того, как дирекция гонки разрешила использовать DRS, на десятом круге он ехал третьим и явно претендовал на подиум, но лишился этого шанса из-за любопытного стратегического решения, к которому, как он позже признался сам, он тоже имел отношение. Но понять это решение сложно, поскольку прессинг со стороны другого гонщика Ferrari заставил Хэмилтона свернуть в боксы, что в свою очередь вынудило и Феттеля тут же сменить резину.
Итак, проехав чуть больше тридцати кругов из 53-х, Феттель боролся с Хэмилтоном, отыгравшимся после неудачного старта. Они оба растянули средний отрезок гонки – в Ferrari рассчитывали финишировать на Soft и отрезок у Себастьяна получился очень длинным, что дало Mercedes шанс опередить его за счёт «подрезки» – преимущества в скорости после более раннего пит-стопа.
Если бы Феттель, к примеру, сменил шины на 33 круге, поставив Hard, он смог бы удержать Хэмилтона позади. Льюису пришлось бы тоже сворачивать в боксы, поскольку сзади приближался Райкконен, а в Mercedes изначально планировали использовать Hard на последнем отрезке.
Но на 33-м круге не Феттель, а Хэмилтон сменил резину – ему пришлось это сделать, поскольку Райкконен был близок к его «окну пит-стопа» – он уже почти попадал в те 22 секунды, что позволяли Хэмилтону сменить резину и вернуться на трассу, не уступив Кими позицию.
В Mercedes с благодарностью приняли этот подарок, а высокий темп Хэмилтона на новом комплекте шин Hard позволил ему опередить Феттеля за счёт подрезки после того, как на следующем круге Себастьян провёл пит-стоп, получив комплект шин Soft. В итоге на самом мягком составе ему предстояло проехать долгие 19 кругов – довольно много.
Чтобы попытаться реализовать преимущество более мягких шин в скорости, ему нужно было немедленно атаковать, пока Хэмилтон прогревал шины Hard, но сделать этого не удалось и шанс подняться на подиум был упущен.
В решении Ferrari удивляет то, что имея лучшие позиции на трассе, они пожертвовали ими ради использования Soft на последнем отрезке. Шины Hard в этот уик-энд работали очень хорошо, но прежде Скудерии не всегда удавалось найти к ним подход, и на этот раз этот отрицательный опыт сыграл против них.
В прошлом году в Сузуке ситуация была аналогичной. В Ferrari упустили второе место Феттеля в заключительной стадии гонки из-за того, что ждали наступления круга, который позволил бы финишировать на более мягком составе – тогда это был Medium, и Росберг «подрезал» Феттеля, сменив резину раньше.
Зачем Red Bull понадобился двойной пит-стоп?
Многие были озадачены решением Red Bull провести двойной пит-стоп во время гонки, поменяв резину обоим гонщикам на одном круге.
Риккардо потерял время на старте, объезжая медленную машину Хэмилтона, и ехал пятым. Ферстаппен ехал вторым – их разделяли две машины.
На десятом круге Ферстаппен пожаловался на потерю эффективности шин и на следующем свернул в боксы. Риккардо в тот момент ехал в десяти секундах позади, так что в Red Bull и его позвали на пит-лейн, где Даниэлю не пришлось ждать – машину Макса уже обслужили. Но зачем они это сделали?
Ответ прост. Пит-стоп Макса информировал соперников, которые вели борьбу с Даниэлем, о том, что и австралиец скоро поедет в боксы, и они могли тут же позвать в боксы своих гонщиков, чтобы они опередили Риккардо за счёт подрезки.
В данном случае риск был реальным – сразу за Риккардо ехал Райкконен. Задумка стратегов Red Bull удалась – Даниэль не только остался впереди после пит-стопа Кими, но теперь их разделял ещё и Перес.
В Сузуке сложно обгонять, но агрессивный подход к стратегии порой очень помогает, чем в Red Bull пользовались уже не раз.
Стратегия одного пит-стопа
В Williams, Renault и Sauber выбрали стратегию одного пит-стопа с составами Medium и Hard, что позволило им отыграть несколько мест, а в Williams даже заработали очки.
Решение этих команд основано на собранной в пятницу информации – на длинных сериях кругов износ шин Medium и Hard оказался очень небольшим. В Малайзии стратегия одного пит-стопа и три режима виртуальной машины безопасности помогли Williams, и они решили всё повторить, чтобы опередить гонщиков Haas, неожиданно квалифицировавшихся впереди. После отличной квалификации в Haas неудачно выступили в гонке, так что Масса и Боттас отыграли эти две позиции.
Sauber удалось вывести Эриксона перед McLaren, а гонщики Renault финишировали 12 и 14-м после старта 16 и 18-м. В этот день без сходов и автомобиля безопасности добиться большего было невозможно.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com