В конце новогодних каникул мы подводим итоги традиционного ежегодного опроса, который ставит точку в описании событий прошлого сезона. Мы не учитывали множественные голосования – здесь ответы только из более пятнадцати тысяч уникальных анкет!
Место жительства, возраст, стаж болельщика
76% заполнивших анкету – жители России, самая многочисленная возрастная группа – от 25 до 34 лет. 94.4% участников опроса – мужчины, 63% имеют высшее образование. 6% в прошлом году побывали на Гран При России в Сочи, многие собираются сделать это и в 2017-м. Большая часть нашей аудитории следит за Формулой 1 более двадцати лет.
За кого из гонщиков вы болели?
В этой номинации предусматривался множественный выбор, так что результат в каждом случае – доля аудитории в целом. В 2012-м первую строчку занял Петров, в 2013-м рейтинг возглавил Райкконен, потом два года лидировал Даниил Квят, а теперь финн вновь занял первую строчку.
За кого из действующих гонщиков Формулы 1 вы болели? | |
Кими Райкконен | 42,1% |
Даниил Квят | 40,1% |
Нико Росберг | 39,6% |
Фернандо Алонсо | 26,9% |
Себастьян Феттель | 22,2% |
Льюис Хэмилтон | 19,6% |
Дженсон Баттон | 17,6% |
Даниэль Риккардо | 16,2% |
Фелипе Масса | 10,6% |
Нико Хюлкенберг | 6,3% |
Макс Ферстаппен | 6,1% |
Серхио Перес | 5,1% |
Паскаль Верляйн | 5.0% |
Роман Грожан | 3,7% |
Стоффель Вандорн | 3,0% |
другие гонщики | <3% |
2015: Квят (57,8%), Райкконен (39,0%), Феттель (37,4%)
За какую из команд вы болели?
Лидер в этой категории не меняется много лет – болельщиков Ferrari в России очень много, а вот позади них ситуация изменилась – впервые за последние годы McLaren поднялась на вторую строчку, Mercedes оказалась на третьей, а Williams выбыла из первой пятёрки.
За какую из команд вы болели? | |
Scuderia Ferrari | 39,7% |
McLaren Honda Formula 1 Team | 25,1% |
Mercedes AMG Petronas Formula One Team | 19,5% |
Scuderia Toro Rosso | 15,3% |
Red Bull Racing | 13,3% |
Williams Martini Racing | 7,0% |
Sahara Force India F1 Team | 6,6% |
другие варианты | <5% |
2015: Ferrari (48.2%), Red Bull Racing (35.3%), McLaren Honda (23.3%)
Какую оценку вы поставите прошедшему сезону?
Третий сезон подряд получил «четвёрку», на второй строчке – отличная оценка. Большинство читателей считает, что сезон удался!
Какую оценку вы поставите прошедшему сезону? | |
хорошо |
45,5% |
отлично | 33,3% |
посредственно | 16,8% |
другие варианты | <3% |
Команда, добившаяся наибольшего прогресса
В 2015-м очевидным был прогресс Ferrari, а в 2016-м Скудерия не вошла даже в пятёрку, а рейтинг по этому показателю возглавила Red Bull Racing, вновь начав выигрывать гонки...
Команда, добившаяся наибольшего прогресса | |
Red Bull Racing | 41,7% |
Sahara Force India F1 Team | 27,2% |
McLaren Honda Formula 1 Team | 16% |
Haas F1 Team | 6,3% |
другие варианты | <5% |
2015: Ferrari (74,5%), Force India (8,6%), Mercedes (5,7%)
Лучшая команда по работе в боксах
В 2015-м Williams была одной из худших по времени обслуживания машины на пит-стопе, а в 2016-м стала безусловным лидером – 14 самых быстрых пит-стопов в 21 гонке – они были лучшими две трети сезона.
Самым быстрым получился пит-стоп Фелипе Массы в Баку, где механики установили новый рекорд, обслужив машину за 1,92 секунды. Интересно, что механики остались прежними, но в команде изменили подход, доработали оборудование и провели специальные тренировки.
Лучшая команда по работе в боксах | |
Williams Martini Racing | 71,5% |
Mercedes AMG Petronas Formula One Team | 14,9% |
Red Bull Racing | 4,1 |
другие варианты | <2% |
2015: Ferrari (40,2%), Mercedes (33,8%), Red Bull Racing (13,8%)
Лучшая команда чемпионата
У чемпионской Mercedes AMG по ходу сезона не было очевидных слабых мест, кроме отдельных проблем с надёжностью на машине Хэмилтона. Команда упустила лишь две победы – в одной гонке пилоты столкнулись и выбыли из борьбы, в другой у лидировавшего Льюиса сгорел мотор. Второе место Red Bull Racing и третье Forcе India – безусловно заслуженные.
Лучшая команда чемпионата | |
Mercedes AMG Petronas Formula One Team | 80,9% |
Red Bull Racing | 7.1% |
Sahara Force India F1 Team | 4.3% |
другие варианты | <3% |
2015: Mercedes (72,2%), Ferrari (17%), другие варианты (<3%)
Команда, провалившая сезон
Ситуация в Формуле 1 быстро меняется. В 2015-м Ferrari лидировала в рейтинге «Прогресс сезона», а в 2016-м оказалась первой в номинации «неудачников». Но если в случае с Ferrari есть надежда, что ситуацию удастся переломить, то у занявших вторую строчку Sauber, после весьма вероятного ухода Manor из Формулы 1, в этом году может просто не остаться соперников.
Команда, провалившая сезон | |
Scuderia Ferrari | 39,4% |
Sauber F1 Team | 22,4% |
Williams Martini Racing | 11,1% |
Renault Sport Formula 1 Team | 8,8% |
Scuderia Toro Rosso | 6,5% |
McLaren Honda Formula 1 Team | 5,9% |
другие варианты | <3% |
2015: McLaren (83,5%), Red Bull Racing (7%), Sauber (6%)
Лучший дебютант
Болельщики считают лучшим дебютантом Паскаля Верляйна, заработавшего единственное в прошлом сезоне очко для Manor в Австрии, хотя одна гонка Стоффеля Вандорна в составе McLaren тоже не осталась незамеченной. Третья строчка у Эстебана Окона. Интересно, что у лидера номинации пока нет контракта на следующий сезон, а у Вандорна и Окона они давно подтверждены.
Лучший дебютант | |
Паскаль Верляйн | 36,4% |
Стоффель Вандорн | 27,9% |
Эстебан Окон | 10,1% |
другие варианты | <5% |
2015: Макс Ферстаппен (65,4%), Карлос Сайнс (19,8%), Фелипе Наср (4,6%)
Лучший гонщик в квалификации
Одна из самых объективных номинаций, в которой прочие факторы, кроме чистой скорости, почти не имеют значения. Победа вновь у Хэмилтона, его напарник на второй строчке, а третью занял Риккардо – единственный, кто в 2016-м завоевал поул, не выступая за Mercedes.
Лучший гонщик в квалификации | |
Льюис Хэмилтон | 67,5% |
Нико Росберг | 10% |
Даниэль Риккардо | 5,3% |
Кими Райкконен | 4,9% |
Фернандо Алонсо | 4,1% |
другие варианты | <3% |
2015: Льюис Хэмилтон (52,2%), Нико Росберг (22,5%), Себастьян Феттель (12,1%)
Разочарование сезона
Решение руководства Red Bull о переводе Даниила Квята в Toro Rosso после сочинского этапа стало для наших читателей самым неприятным моментом сезона – так считает почти треть аудитории. Вторая строчка в рейтинге разочарований, как и в прошлом году, связана с доминированием Mercedes.
Разочарование сезона | |
перевод Даниила Квята из Red Bull Racing в Toro Rosso | 30% |
доминирование одной команды в чемпионате | 18,2% |
регресс Ferrari | 16,1% |
непоследовательность стюардов при вынесении штрафов | 14,6% |
уход действующего чемпиона мира Нико Росберга из Формулы 1 | 7,8% |
неудачный формат квалификации в первых Гран При сезона | 4,9% |
внешний вид системы защиты головы Halo | 4,4% |
другие варианты | <3% |
Интересно, что отвечая на вопрос о том, верно ли поступил Хельмут Марко, решив перевести Даниила Квята из Red Bull Racing в Toro Rosso, почти половина участников опроса ответила утвердительно.
Правильно ли поступил Хельмут Марко? | |
да, Макс заслуживал более быстрой машины | 44.15% |
время рассудит | 25.72% |
нет, нельзя было так поступать с Квятом | 24.31% |
затрудняюсь ответить | 5.82% |
Лучшая и худшая гонка
Два года подряд в этих номинациях не было победителя, но предпоследняя гонка сезона – под дождём в Бразилии – не оставила равнодушных. Почти 28% аудитории поставили её на первое место в рейтинге лучших. Худшую гонку четвёртый год подряд определить не удалось.
Лучший мотор
Силовая установка Mercedes вновь стала безоговорочным лидером, набрав даже больший процент голосов, чем год назад. Появится ли конкуренция в этой номинации в 2017-м?
Лучший мотор | |
Mercedes | 94.4% |
другие варианты | <2% |
2015: Mercedes (93.3%), Ferrari (5,1%), остальные – менее 1%
Лучшее выступление гонщика
Фантастическая дождевая гонка Макса Ферстаппена в Бразилии получила очень высокую оценку – как со стороны экспертов, так и от наших читателей…
Лучшее выступление гонщика | |
Ферстаппен в Бразилии (с 4-го места на 3-е) | 22,0% |
Грожан в Австралии (с 19-го места на 6-е) | 11,5% |
Квят в Китае (с 6-го места на 3-е) | 10,5% |
Ферстаппен в Испании (победа с 4-го места) | 9,2% |
Хэмилтон в России (с 10-го места на 2-е) | 7,7% |
Райкконен в Бахрейне (с 4-го места на 2-е) | 6,5% |
Риккардо в Малайзии (победа с 4-го места) | 6,1% |
Перес в Монако (с 7-го места на 3-е) | 4,9% |
другие варианты | <3% |
Лучший старт
В Спа на машине Фернандо Алонсо дважды за уик-энд заменили силовую установку. Испанец получил суммарный штраф с потерей 35 позиций и начинал гонку 22-м, но благодаря отличному старту уже на третьем круге оказался десятым, а гонку закончил седьмым.
Лучший старт | |
Алонсо в Бельгии (с 22-го места на 12-е) | 46,1% |
Квят в Китае (с 6-го места на 3-е) | 14,5% |
Феттель в Австралии (с 3-го места на 1-е) | 8,2% |
Феттель в Канаде (с 3-го места на 1-е) | 8,1% |
Алонсо в Сингапуре (с 9-го места на 5-е) | 4,3% |
другие варианты | <3% |
Лучший руководитель команды
Формально, Тото Вольфф не является руководителем команды, возглавляя всю спортивную программу Mercedes, но командой руководит именно он, год за годом стабильно добиваясь поставленной цели. В тройке лучших те же имена, что и год назад, но на других позициях.
Лучший руководитель команды | |
Тото Вольфф (Mercedes AMG Petronas) | 42,3% |
Кристиан Хорнер (Red Bull Racing) | 21,7% |
Маурицио Арривабене (Scuderia Ferrari) | 6,3% |
другие варианты | <5% |
2015: Маурицио Арривабене (51,4%), Тото Вольфф (23%), Кристиан Хорнер (10,1%).
Лучший технический директор
Эдриан Ньюи только в прошлом году уступил первую строчку Падди Лоу, а теперь вернул привычное лидерство в этой номинации. Сейчас Ньюи посвящает команде лишь часть своего времени, но именно с его влиянием многие связывают ожидаемый прогресс Red Bull Racing в предстоящем сезоне.
Лучший технический директор | |
Эдриан Ньюи (Red Bull Racing) | 47,9% |
Падди Лоу (Mercedes AMG Petronas) | 32,6% |
Джеймс Эллисон (Scuderia Ferrari) | 3,4% |
другие варианты | <3% |
2015: Падди Лоу (30,2%), Эдриан Ньюи (26.9%), Джеймс Эллисон (26,1%).
Лучший гонщик
Опрос по поводу лучшего гонщика – всегда самый любопытный, сочетающий результаты на трассе с симпатиями болельщиков. Но все позиции в этой номинации – абсолютно заслуженные!
Лучший гонщик | |
Нико Росберг | 33,8% |
Льюис Хэмилтон | 29,6% |
Фернандо Алонсо | 10,2% |
Даниэль Риккардо | 7,3% |
Макс Ферстаппен | 7% |
Кими Райкконен | 5,4% |
другие варианты | <3% |
2015: Льюис Хэмилтон (40,9%), Себастьян Феттель (32,2%), Даниил Квят (6,1%)
Лучшая машина
Здесь у лидеров нет конкурентов – Mercedes F1 W07 была безусловно лучшей машиной сезона, позволяя гонщикам бороться за поул и победу на всех без исключения трассах...
Лучшая машина | |
Mercedes F1 W07 | 87,5% |
Red Bull RB12 | 7.8% |
другие варианты | <2% |
2015: Mercedes (80,6%), Ferrari (8,7%), Red Bull Racing (6,1%)
Персона года
Пожалуй, самая любопытная номинация, сочетающая несочетаемое – и самая любопытная первая тройка из трёх главных героев, впервые за последние годы включающая только гонщиков – нового чемпиона мира, недавнего дебютанта и трёхкратного чемпиона.
Причём, если Хэмилтон и Ферстаппен входили в тройку и год назад, то Нико Росберг попал в неё впервые – и сразу оказался на первой строчке. Завоевав титул и тут же объявив об отставке, Нико удивил очень многих.
Персона года | |
Нико Росберг | 38,7% |
Макс Ферстаппен | 35,5% |
Льюис Хэмилтон | 5,9% |
Берни Экклстоун | 4,1% |
другие варианты | <3% |
2015: Льюис Хэмилтон (22,6%), Маурицио Арривабене (15,6%), Макс Ферстаппен (13,9%)
Другие вопросы
Как вы оцениваете переход на более широкие шины в 2017 году? | |
это правильно – машины станут быстрее и будут выглядеть лучше | 75,4% |
затрудняюсь ответить | 20,6% |
это ошибка – шины прежнего размера смотрелись органичнее | 4% |
Вы готовы предпочесть рост скоростей и агрессивный внешний вид машин меньшему числу обгонов? | |
да, машины Формулы 1 должны быть самыми быстрыми и агрессивными | 48,9% |
нет, главное – обгоны и борьба на трассе | 41,5% |
затрудняюсь ответить | 9.60% |
Будущее: Стоит ли расширять в ближайшие годы календарь чемпионата? | |
гонок в календаре вполне достаточно | 49,5% |
да, этому будут рады все болельщики | 37,7% |
нет, это слишком много. Идеальное количество гонок – не более 18-ти | 11,1% |
затрудняюсь ответить | 1,7% |
Поддерживаете ли вы появление защиты головы Halo? | |
нет, это испортит внешний вид машин | 58,4% |
да, это повысит безопасность | 23,8% |
затрудняюсь ответить | 17,8% |
Поддерживаете ли вы идею повышения сложности управления машиной? | |
да, машинами Формулы 1 стало слишком легко управлять | 60,1% |
нет, машины и так достаточно сложны для управления | 27,1% |
затрудняюсь ответить | 12.8% |