Мы писали о том, что в Red Bull рассчитывают на появление к 2021 году менее сложных и дорогостоящих силовых установок от независимых производителей. По словам Хельмута Марко, консультанта по автоспорту австрийской компании, если этого не произойдёт, она не гарантирует, что продолжит выступать в Формуле 1.
Британский журналист Джо Савар рассуждает о том, насколько это реалистичные ожидания, ведь уже несколько лет в чемпионате доминируют исключительно заводские команды.
Если в Red Bull, разрабатывая стратегию на будущее, делают ставку на появление независимого поставщика двигателей, то австрийская компания в более сложном положении, чем можно было подумать. В нынешней ситуации Red Bull Racing должна либо предпринимать всевозможные усилия, чтобы получить статус заводской команды, либо, если это невозможно, платить стороннему производителю, чтобы тот строил для них двигатели, как в былые времена компания TAG платила Porsche.
В современной Формуле 1, если вы хотите регулярно выигрывать гонки, у вас должны быть заводские двигатели. Например, последний раз команда, использующая клиентские моторы Ferrari, выиграла гонку в 2008 году: ту победу Себастьян Феттель добыл в Монце за рулём Toro Rosso. После перехода на гибридные силовые установки ни одна из клиентских команд Mercedes не одержала ни одной победы.
Каким образом двигатели независимого поставщика могут быть конкурентоспособными, ведь только автопроизводители имеют возможность вести постоянную модернизацию своей продукции? Похоже, в Red Bull рассчитывают, что если роль мощного двигателя вновь будет несколько нейтрализована, как это было в период, когда модернизация моторов V8 была заморожена, то команда вновь может занять лидирующие позиции. Так было, пока в 2014 году Формула 1 не перешла на нынешние гибридные силовые установки.
А до этого Red Bull Racing везло во многих отношениях, ведь в её распоряжении были двигатели Renault, которые в тот период считались самыми лучшими, и фактически для французского концерна эта команда стала клиентом номер один. Но в Renault были недовольны тем, что тогда вся слава доставалась Red Bull, а когда, уже после наступления гибридной эры, французские силовые установки оказались далеко не самыми надёжными и эффективными, то команда слишком громко выражала недовольство их качеством…
Но теперь в чемпионат вернулась заводская команда Renault, она постепенно набирает обороты, и у Red Bull весьма ограниченный выбор: либо строить собственный двигатель (хотя для чего это нужно компании по производству газировки?), либо пытаться заполучить действительно качественную и высокоэффективную силовую установку.
Росс Браун, спортивный директор Формулы 1, ясно дал понять, что появление независимого поставщика двигателей он считает хорошей идеей, и это вполне логично, поскольку позволит снизить влияние автоконцернов, которые в свою очередь влияют на своих клиентов. Но насколько реалистична такая идея в наше время, учитывая сложность современных технологий?
Известная британская компания Cosworth занималась разработкой собственной гибридной силовой установки, но у неё не было средств на реализацию этого проекта. А деньги для этого действительно требуются немалые, и такой бюджет в состоянии выделить только кто-то из автоконцернов. В 60-х Cosworth удалось получить финансирование от Ford, и тогда в Формуле 1 появились двигатели DFV. Для американской корпорации это был один из лучших инвестиционных проектов в её истории, ведь благодаря двигателям Ford Cosworth были одержаны многочисленные победы на трассах Формулы 1.
Если бы сейчас кто-то из крупных автоконцернов, тот же Ford, вновь пошёл по такому же пути, это действительно могло бы стать неплохим вариантом для FOM, если организаторы чемпионата хотят получить двигатель от независимого поставщика. Но чтобы подобный проект сработал, необходимо ограничить возможности модернизации силовых установок.
Есть ещё один проект, реализацией которого изначально занималась компания PURE, прекратившая существование в конце 2015 года. Но все её разработки были унаследованы французской компанией TEOS Powertrain Engineering. Это совместное предприятие, учреждённое Mecachrome и IFP Investments, и занимается оно исследованиями в области энергетики и разработки гибридных технологий.
Перед тем, как Формула 1 в 2017 году перешла на новый технический регламент, представители компании TEOS пытались вести переговоры с некоторыми командами чемпионата, надеясь, что те проявят заинтересованность в сотрудничестве. Кстати, в то время проектом руководили два французских моториста Жан-Пьер Буди и Жан-Франсуа Николино, хорошо известных в мире Ф1. И если будет решён вопрос с финансированием, то эта компания теоретически может стать тем самым независимым поставщиком.
До этого ещё далеко, но, такое впечатление, что именно такой путь представляется Red Bull наиболее перспективным.