Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Великобритании.
Британский Гран При завершился уверенной победой Льюиса Хэмилтона и Mercedes, но тактические решения, предопределившие остальные итоги гонки, оказались очень интересными, поскольку командам было сложно выбрать, сколько придётся проводить пит-стопов – два или один?
Многие из тех, кто предпочёл последний вариант, обратив внимание, что на первом отрезке гонки деградация резины была на низком уровне, ближе к финишу столкнулись с проблемами. На обеих машинах Ferrari на последних кругах шины разрушились, что дорого обошлось команде.
Себастьян Феттель рано провёл пит-стоп, чтобы за счёт этого опередить Макса Ферстаппена, но, поскольку Валттери Боттас быстро пробивался вперёд, используя тактику одного пит-стопа (стартовав на шинах Soft, а затем перейдя на Supersoft), у гонщика Ferrari не было возможности для манёвра, он не мог провести второй пит-стоп, не уступив позицию сопернику из Mercedes. Поэтому Себастьян попытался доехать до финиша на втором комплекте резины.
В то же время Боттас и Даниэль Риккардо смогли обойти эти сложности, прорвавшись через пелотон после стартов с 9-й и 19-й позиций соответственно. Оба провели пит-стопы позже соперников и в полной мере использовали преимущество, которое даёт в Сильверстоуне DRS.
Ключ к успеху был в стабильной работе передних шин в скоростной связке Maggots-Becketts, что позволяло хорошо выйти из неё на прямую Hangar Straight, после чего провести обгон перед поворотом Stowe. Благодаря DRS разница в скорости между машинами достигала 30 км/час, но лишь при условии, что передние шины стабильно держали трассу.
На некоторых командах сказался ещё один момент: на пит-стопе терялось больше времени, чем в предыдущие годы, поскольку машины нового поколения стали заметно быстрее и успевают пройти большую дистанцию по трассе, пока кто-то из соперников находится в боксах. Команды, которые были вынуждены на тренировках экономить ресурс двигателей и не могли потратить три дополнительных круга на моделирование такой ситуации, в ходе гонки теряли позиции.
Итак, что же происходило за кулисами, и почему итоги гонки оказались такими, какими оказались?
Ожидания перед гонкой
В Pirelli решили привезти в Сильверстоун резину SuperSoft, Soft и Medium, пересмотрев свои изначальные планы в пользу составов, на одну градацию более мягких. Таким образом была предпринята попытка создать условия для большего разнообразия тактических схем, ведь в основном гонки в этом сезоне проходили с единственным пит-стопом.
В пятницу обошлось без сюрпризов погоды, и на тренировках команды проехали значительную дистанцию. В Mercedes не стали уделять особого внимания длинным сериям кругов на шинах Soft, тогда как в Ferrari провели полноценный сравнительный анализ, задействовав обе машины.
Судя по собранным в пятницу данным, у Mercedes по сравнению со Скудерией было преимущество в темпе на шинах SuperSoft – примерно на уровне 0,4 секунды. Red Bull при этом отставали уже более чем на секунду, затем уже следовали Williams, Force India и Renault, которой удалось несколько поднять скорость.
Уровень деградации говорил о том, что в гонке скорее всего должно быть два пит-стопа, при этом вполне перспективными представлялись возможности отыгрывать позиции за счёт более ранней остановки в боксах по отношению к сопернику. Это становится реальным, если деградация достигает примерно 0,1 секунды на круге или превышает этот уровень.
Но не раз наблюдалось, что в воскресенье шины Pirelli ведут себя не так, как на пятничных тренировках, поэтому стратеги команд внимательно следили за степенью деградации в ходе первого отрезка – это основной показатель, который помогает определиться, сколько пит-стопов проводить – один или два.
В воскресенье деградация SuperSoft оказалась намного ниже, чем ожидалось, поэтому все смогли сделать первый отрезок длиннее. Однако деградация носила нелинейный характер, скорее она развивалась по синусоиде, поскольку более интенсивные её фазы чередовались с более спокойными. Было очень важно это учитывать и правильно рассчитать длину первого отрезка – именно это позволило Боттасу и Риккардо так хорошо выступить.
Но был и ещё один сюрприз: резина Soft оказалась не настолько быстрой, как ожидалось. Передние шины изнашивались интенсивнее, чем задние, начиналось пузырение, что не сказывалось на скорости, но заставляло команды волноваться, поскольку при этом явлении расслоение резины вполне может дойти до корда.
После финиша гонки в Австрии одна из передних шин Боттаса была сильно повреждена из-за пузырения, а в Сильверстоуне от этого явления страдали не только самые быстрые машины. Даже на машинах Sauber, хотя у них уровень прижимной силы ниже всех, к концу британского Гран При начиналось пузырение.
Возникал вопрос, проводить ли превентивный пит-стоп за несколько кругов до финиша, ведь это привело бы к потере позиции. Это стало тяжёлым решением для тех, кто ехал в первой пятёрке, например, для гонщиков Ferrari или Макса Ферстаппена.
Но когда на двух красных машинах разрушились шины, и Скудерии пришлось проводить пит-стопы, у Ферстаппена появилась возможность перед самым финишем поменять резину без потери позиции.
Боттас и Риккардо атакуют
Пилот Red Bull Racing Даниэль Риккардо провёл впечатляющую гонку, хотя после проблем с силовой установкой во время квалификации, в воскресенье ему пришлось стартовать с 19-й позиции. Как и в случае с Боттасом, австралиец предпочёл выбрать тактику, отличную от большинства соперников, чтобы обеспечить себе возможность отыгрывать позиции во время пит-стопов соперников или за счёт обгонов. Ему удалось проехать 32 круга на комплекте SuperSoft, и он поменял резину почти на 10 кругов позже гонщиков Force India и Нико Хюлкенберга.
В ходе гонки Даниэль провёл немало обгонов, особенно в повороте Stowe. Ему удавалось поддерживать высокий темп и сохранять передние шины в неплохом состоянии, поэтому, выходя из связки Maggots-Becketts на прямую Hangar Straight, он ехал так быстро, что после активации DRS мог довольно легко обгонять соперников.
Например, когда он обошёл Переса, его машина с открытой DRS разогналась до 320 км/ч, тогда как Force India ехала со скоростью 288 км/ч. Хотя на машине мексиканца стоит двигатель Mercedes, Серхио ничего не мог противопоставить такой разнице в скоростях. Риккардо также обгонял соперников в 6-м повороте в конце второй зоны DRS. Именно там он опередил обе машины Sauber, Toro Rosso Даниила Квята, Williams Лэнса Стролла, а под конец гонки ещё и Renault Хюлкенберга.
Это был яркий пример явления, которое мы в этом сезоне наблюдали часто: на трассах, подобных Сильверстоуну, DRS работает очень эффективно, поскольку у машин нового поколения более высокий коэффициент лобового сопротивления, а сложности с передними шинами в минувшее воскресенье это только подчеркнули.
Валттери Боттас был вынужден стартовать с 9-й позиции после штрафа за замену коробки передач, и первый отрезок он проехал на шинах Soft, после чего перешёл на SuperSoft. В Mercedes надеялись, что Ferrari и Red Bull вступят в тактическую борьбу друг с другом, сделав ставку на более ранний пит-стоп, и это позволило Валттери дольше оставаться на трассе: он поменял шины только на 32-м круге и опередил Ферстаппена.
Также он смог обойти Феттеля: к тому моменту, когда Боттас догнал Ferrari немца, на Mercedes стояли более свежие шины SuperSoft, обеспечившие скоростное преимущество перед уже изношенной резиной Soft. Но Кими Райкконена Валттери догнать бы не смог, если бы на машине его соотечественника не начались проблемы с передней левой шиной.
В ходе гонки был период между 35-м и 40-м кругом, когда Ferrari можно было бы понять, если бы они захотели, чтобы Феттель и Райкконен поменялись позициями. Боттас в это время догонял Себастьяна на свежих шинах SuperSoft, а Кими ехал всего в 4-х секундах впереди напарника. Но в реальности такая возможность по радио даже не обсуждалась.
Теоретически в этом мог быть смысл, поскольку тогда Кими ближе к финишу гонки прикрывал бы напарника от атак Боттаса, и не исключено, что в этой ситуации Феттель смог бы избежать повреждения шины, из-за которого она потом и расслоилась. Проплешина на переднем левом колесе образовалась как раз тогда, когда он оборонялся от Боттаса.
В реальности Валттери не мог догнать Кими, а если бы тот сбросил скорость и пропустил Себастьяна, то был риск, что гонщик Mercedes опередит обе машины Ferrari. Для того, чтобы сдержать натиск Боттаса, Райкконену пришлось бы по-настоящему упираться.
Так что ситуация была любопытной. Если бы в Ferrari были прежде всего заинтересованы в победе Феттеля в личном зачёте, они бы попробовали разыграть такую комбинацию. Но в данном случае они решили попытаться обеспечить второе место Кими, который в любом случае в Сильверстоуне выглядел лучше напарника.
На гонке Феттеля сказалось то, что на старте он пропустил вперёд Ферстаппена, а затем вернул себе позицию за счёт более раннего пит-стопа, а это означало, что ему пришлось проехать слишком длинный второй отрезок на шинах Soft.
Ферстаппен может себе позволить рисковать больше соперников, поскольку уже выбыл из борьбы за титул, и в Ferrari, да и в других командах должны это учитывать при выборе тактики. В Скудерии это упустили из виду, им пришлось действовать более агрессивно, чтобы Феттель опередил голландца, но в итоге они за это поплатились.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com