Мы рассказывали о том, что в начале ноября британское издательство HarperCollins выпустило интереснейшую книгу Эдриана Ньюи «Как построить машину». Несмотря на такое название, на самом деле это автобиография знаменитого конструктора, где он пишет о своей долгой и успешной карьере в Формуле 1. Однако были в ней и чёрные дни: Ньюи признал, что до сих пор чувствует груз ответственности за аварию, которая унесла жизнь Айртона Сенны.
В 1994 году Ньюи занимал должность главного конструктора команды Williams, и шасси FW16 было его разработкой. На 7-м круге Гран При Сан-Марино машина Сенны без видимых причин на огромной скорости вылетела с трассы в повороте Tamburello и врезалась в отбойник… Что было дальше, подробно описано не только в книгах об истории Формулы 1, но и в многочисленных томах уголовного дела, которое было заведено в Италии после случившегося и тянулось долгие годы.
В центре внимания итальянских следователей оказалась рулевая колонка FW16, переделанная непосредственно перед гонкой, а её положение в кокпите было изменено.
В своей книге Ньюи сожалеет о тех изменениях, называя их очень плохими инженерными решениями, ответственность за которые лежит на нём и на Патрике Хеде, тогдашнем техническом директоре Williams.
Тем не менее, изучение всех материалов, имевших отношение к трагическому происшествию, в частности, кадров видеозаписи, сделанных камерой, установленной на Benetton Михаэля Шумахера, ехавшего за Сенной, убедило британского конструктора, что причиной аварии была не рулевая колонка.
На кадрах видно, что Williams вылетела за пределы трассы после того, как начались проблемы со сцеплением ведущих колёс с асфальтом. Если бы дело было в рулевой колонке, машина вела бы себя иначе.
«Стала ли причиной аварии рулевая колонка или нет, независимо от этого нельзя отрицать факт, что конструкция была неудачной, и нельзя было допускать её установку на машину, – пишет Ньюи в своей книге. – Я был одним из руководителей бригады конструкторов, разрабатывавших машину, в которой погиб великий человек».
Ньюи также понимал, что недостаточная эффективность FW16, проявившаяся в двух первых гонках сезона 1994 года, заставила Сенну пилотировать на пределе в попытке отыграться в его противостоянии с Шумахером: «Я чувствую, что больше всего виноват в том, что аэродинамика машины была отвратительной. Я не смог найти удачные решения при переходе от активной подвески к пассивной и разработал аэродинамически нестабильную машину. Айртон попытался заставить её делать то, на что она не была способна.
Было ли одно из колёс проколото или нет, но он выбрал внутреннюю траекторию, более быструю, но асфальт там более неровный, при том что машина не отличалась аэродинамической стабильностью, и это привело к тому, что контролировать её поведение было трудно даже для него.
Я всегда буду в какой-то мере чувствовать ответственность за смерть Айртона – ответственность, но не вину».