Двукратный чемпион мира Мика Хаккинен подвёл итоги минувшего сезона, который был довольно интересным, но следующий, по его мнению, должен быть ещё лучше.
Вспоминая минувший сезон Формулы 1, кто-то может подумать, что команда Mercedes и Льюис Хэмилтон вновь одержали очередную лёгкую победу, хотя это вовсе не так. Ради неё им пришлось полностью выложиться, и вы это поймёте – достаточно посмотреть, каким было начало чемпионата. В первых девяти гонках у нас было четыре победителя: Себастьян Феттель и Льюис выиграли по три Гран При, Валттери Боттас дважды добился успеха, а Даниэль Риккардо добыл одну победу для Red Bull Racing.
Заводская команда штутгартского концерна доминировала в Формуле 1 с начала «гибридной эры», но в этом году у Mercedes были кое-какие сложности с машиной. Думаю, они назвали её «капризной примадонной» за то, что нельзя было предугадать, каким будет её поведение. Иногда она была очень быстрой, но на других трассах её задней части не хватало стабильности, а рабочий диапазон настроек оказался предельно узким.
Всё это осложнило жизнь даже Льюису, хотя у него весьма богатый опыт работы с предыдущими машинами Mercedes, а для Валттери это вообще был первый сезон в составе команды, так что ему тем более пришлось нелегко. Безусловно, ему предстояло очень многому научиться, а из-за проблем с машиной его задача только осложнилась.
Некоторые полагают, что переломный момент сезона для Льюиса настал после летнего перерыва, когда он одержал три победы подряд – в Спа, Монце и Сингапуре. Однако я считаю, что всё началось с триумфа на домашней трассе в Сильверстоуне, что стало своего рода детонатором, запустившим дальнейшую череду событий.
Льюису помогло то, что в команде Mercedes напряжённо трудились, стараясь разобраться в особенностях машины W08 и понять, как использовать новый технический регламент с максимальной эффективностью. Когда я приехал на предсезонные тесты в Барселону, я увидел, насколько новые машины быстры, что обеспечивали увеличившиеся в размерах шины и более высокая прижимная сила. Однозначно, пилотировать их стало сложнее.
В Mercedes делали всё, чтобы полностью раскрыть потенциал своей «примадонны», и именно в этот период стало понятно, насколько важна слаженная командная работа. В хорошей команде Формулы 1 трудится много людей, и нужно было обеспечить, чтобы на базе в Брэкли все максимально выкладывались в процессе поиска решений, которые позволят решить проблемы, и тогда машина станет быстрее. Настоящую командную работу демонстрировали даже гонщики: в Венгрии Валттери отдал позицию Льюису, но когда тот понял, что не в состоянии опередить Кими Райкконена в борьбе за 2-е место, то пропустил напарника вперёд. Это говорит о зрелости и профессионализме гонщиков, а также менеджмента Mercedes.
Достижение Льюиса, выигравшего свой четвёртый титул, впечатляет, и по-прежнему можно видеть, что он жаждет новых побед. Это крайне важно. Когда я дважды, в 1998-м и 1999-м, стал чемпионом, то готовился к сезону 2000 года, полный решимости завоевать третий титул, но не получилось. После этого я почувствовал, что моя энергия начала иссякать – это было незадолго до того, как я завершил карьеру.
Некоторым гонщикам достаточно одного титула, но другие продолжают бороться с прежним задором. Михаэлю Шумахеру год за годом удавалось поддерживать необходимую мотивацию, что удаётся совсем немногим.
Мне было приятно, что Валттери одержал три победы. Он волевой, уравновешенный парень, а его победы показали, на что он способен. В середине сезона он пережил непростой период, но я знаю, как напряжённо он работал, чтобы добиться результатов, и можно не сомневаться, что в межсезонье он постарается закрепить все знания и опыт, полученные в этом году.
В 2017-м неплохо выступали Ferrari и Red Bull Racing, и в первой половине сезона казалось, что Скудерия может потеснить Mercedes в схватке за титул. В Спа и Монце мы понимали, что «Серебряные стрелы» по-настоящему быстры, но в Сингапуре Ferrari представилась возможность отыграться и вновь одержать победу.
Однако авария на старте, участниками которой стали Феттель, Макс Ферстаппен и Кими Райкконен, не только перечеркнула эти планы, но и фактически лишила Ferrari шансов продолжить борьбу в чемпионате. Когда у Скудерии ещё и начались технические проблемы, стало ясно, что команда оказалась в условиях сильнейшего прессинга – возможно, в Маранелло даже перестарались, пытаясь противостоять Mercedes. В общем, Формула 1 – это непростой бизнес.
Хотя Red Bull Racing не хватало стабильности, по ходу сезона эта команда здорово прогрессировала. Макса Ферстаппена можно назвать уникальным гонщиком, и следить за его выступлениями было очень интересно. Его две победы в Малайзии и Мексике показали, что и он, и команда становятся сильнее. А если вспомнить, что гонку в Баку выиграл Даниэль Риккардо, становится понятно, что у Ferrari и Mercedes не было возможности расслабиться.
Позади трёх топ-команд тоже шла довольно интересная борьба, прежде всего это было связано с тем, что в Формулу 1 приходят гонщики нового поколения. Выступления Стоффеля Вандорна, Эстебана Окона и Карлоса Сайнса произвели очень хорошее впечатление, а если учесть, что их напарниками были такие быстрые пилоты, как Фернандо Алонсо, Серхио Перес и Нико Хюлкенберг, то можно прийти к такому выводу: по-настоящему талантливых парней в Формуле 1 сейчас столько, сколько было в самые лучшие времена.
Стоит назвать и два негативных момента в Формуле 1 в 2017 году. Это продолжающиеся проблемы с соблюдением пределов трассы, а также нелепые штрафы, которые получали гонщики из-за неисправностей силовых установок, когда они теряли безумно много стартовых позиций. Лично у меня абсолютно чёткое понимание первой проблемы: пределы трассы ограничены разметкой, и гонщики обязаны их соблюдать. Альтернатива разметке – старые высокие поребрики, которые были очень опасными, ведь на них машина могла подлететь в воздух.
Что касается системы штрафов за двигатели, то я знаю, что в FIA упростили её перед сезоном 2018 года, но поскольку число силовых установок, выделенных каждому гонщику на сезон, сократилось до трёх, то предвижу, что проблем станет ещё больше, ведь чемпионат обещает быть долгим, а борьба – очень острой.
Если говорить о позитивном, то в следующем году соперничество должно стать ещё более напряжённым. Уверен, что Mercedes вновь будет фаворитом, но Ferrari постарается в полной мере использовать опыт минувшего сезона. Кроме того, McLaren, получив двигатели Renault, может выступать не хуже, чем Red Bull Racing.
Я знаю, насколько все в Уокинге воодушевлены, ведь начинается новая глава в истории команды, и она полна решимости вновь бороться за победы после нескольких тяжёлых сезонов. Зак Браун – один из самых честолюбивых парней в паддоке Формулы 1, и все в McLaren напряжённо трудятся, чтобы приблизить наступление лучших времён.
Вполне вероятно, что будет прогрессировать и Renault, а в Honda делают всё возможное, чтобы восстановить свою репутацию, теперь уже сотрудничая с Toro Rosso. Остаётся добавить, что Alfa Romeo теперь будет партнёром Sauber, и становится понятно, что причин с нетерпением ждать сезона 2018 года больше чем достаточно.