Бывший гонщик Формулы 1, комментатор Sky Sport F1 Мартин Брандл подвёл итоги первого Гран При нового сезона...
Я пишу эту колонку в самолёте по пути домой из Австралии, где меня в основном окружают люди, испытывающие разочарование. Почти все они рассчитывали добиться большего на первом Гран При сезона в Мельбурне.
Начнём с босса Mercedes Motorsport Тото Вольффа. Действительно, Льюис Хэмилтон на протяжении последних трёх лет неизменно лидирует во всех пятничных сессиях и завоёвывает поул в Австралии, но не может выиграть гонку. Просто удивительно, как его впечатляющая скорость, в том числе потрясающий квалификационный круг, вместе с отличным стартом и хорошим гоночным темпом, не конвертировались в победу на трассе вокруг озера в Альберт-парке.
Позади Хэмилтона ехал Кими Райкконен, который отлично выглядел в этот день, имея комфортное преимущество по отношению к своему напарнику Себастьяну Феттелю, опередив его и в квалификации. Райкконен оказался первым из лидеров, отправившимся на пит-стоп – он заехал в боксы на 18-м круге из 58.
Так как Боттас находился в глубине пелотона после аварии в квалификации, две Ferrari сражались против одной машины Mercedes. На командном мостике Mercedes решили защищаться от действий Кими, так как благодаря быстрым кругам на свежей резине он имел возможность оказаться впереди Льюиса. Поэтому Льюис заехал в боксы на 19-м круге.
Это был «идеальный шторм», сыгравший на руку Феттелю. Он ещё не мог ехать в боксы, так как до пит-стопов находился даже не вплотную, а в нескольких секундах позади лидеров, и рисковал после остановки оказаться позади очень быстрых машин Haas. Пилотировавший первую из этих машин Кевин Магнуссен заехал в боксы на 22-м круге, но сразу после выезда остановился из-за незакреплённого заднего левого колеса. Понятно, что механики команды просто рвали на себе волосы, потому что впервые за всё время своего существования команда сражалась за очень серьёзные очки.
Их боль удвоилась, если не удесятерилась, после того, как на 24-м круге в боксы заехал Роман Грожан. Его колесо тоже оказалось не закреплено, только на этот раз переднее левое, и ему тоже пришлось остановиться после выезда из боксов. Гонщикам Haas придётся хорошо поработать, чтобы восстановить боевой дух команды после такого, но пока им остаётся только поддерживать своих механиков. Впрочем, судя по всему, их ждёт многообещающий сезон. И много тренировок пит-стопов, чтобы избежать перекоса гаек в дальнейшем.
Феттель в этот момент лидировал, но ехал медленнее, чем Хэмилтон и Райкконен на свежих шинах, так что однозначно должен был остаться третьим. Но машина Грожана остановилась в неудачном месте, далеко от вспомогательных дорожек и точек доступа – чтобы её убрать, пришлось активировать режим виртуального автомобиля безопасности.
В теории этот режим должен нейтрализовывать гонку, замедляя всех в равной степени, но при этом все машины сохраняют позиции и медленно едут по трассе, а не собираются в единую группу, как в случае с реальным автомобилем безопасности. Маршалам иногда нужен такой режим, чтобы безопасно убрать машину с трассы.
При этом уровень вашей удачи зависит от того, где вы находитесь в тот момент, когда на специальных панелях на трассе и на дисплеях на руле у гонщиков загорается сигнал, извещающий о виртуальном автомобиле безопасности. Вы потеряете больше времени, если окажетесь в этот момент на скоростном отрезке, чем, например, в шпильке.
Кроме того, когда вы направляетесь на пит-лейн, то проехав «первую линию автомобиля безопасности» (расположение её варьируется в зависимости от трассы), можете максимально ускориться вплоть до въезда на пит-лейн, что позволит выиграть время. То же самое можно сделать после выезда с пит-лейн и до «второй линии автомобиля безопасности», расположенной там, где на стартовой прямой заканчивается разделительная линия.
Помимо этого, пока вы замедляетесь на пит-лейн, совершаете пит-стоп и снова разгоняетесь, скорость ваших соперников на трассе ограничена – таким образом, на пит-стопе вы теряете куда меньше времени, чем когда они едут на максимальной скорости под зелёными флагами.
Несмотря на всё это, программное обеспечение в Mercedes говорило им, что запаса времени у Хэмилтона достаточно, чтобы остаться впереди Феттеля, когда он отправился в боксы на 26-м круге. Однако преимущества не хватило, так что Себастьян выехал на трассу, уверенно опережая очень удивлённого Хэмилтона.
Это следствие странности системы, которую нужно изменить так, чтобы виртуальный автомобиль безопасности действительно уравнивал шансы. Конечно, это добавляет дополнительную переменную, что хорошо, но очень странно, когда расстановка сил меняется так резко, и даже могучий компьютер и мозги Mercedes не могут решить эту задачу.
После гонки Феттелю хватило такта признать, что ему повезло, но в каком-то смысле это была расплата за слова Льюиса на пресс-конференции после квалификации про «стирание улыбки с его лица», хотя, конечно, он говорил это в шутку. Себастьян справился с искушением ответить ему тем же после гонки.
Позади меня в самолёте сидят Кристиан Хорнер и Эдриан Ньюи, похоже, что они тоже недовольны. В Red Bull знали, что если бы не ошибка на последнем круге в квалификации, Макс Ферстаппен мог оказаться на первом ряду стартового поля, и было необычным то, что на старте Макс так увлёкся борьбой с Ferrari, что мимо смог проскользнуть Кевин Магнуссен из Haas. По радио Макса торопили с тем, чтобы как можно быстрее обогнать Кевина, и ситуация стала довольно нелепой, когда он сжёг свои задние шины после почти неизбежного разворота. Для Макса это был день, который лучше забыть, хотя он и заработал несколько очков.
В другой машине Red Bull Даниэль Риккардо провёл прекрасную гонку, обогнав Хюлкенберга (хотя надо сказать, что сражение было чересчур жарким), но несмотря на гораздо более свежие шины, не смог опередить Райкконена в борьбе за третье место. То, что он показал лучший круг в гонке, обнадёживающая новость для команды, хотя первая тройка демонстрировала очень близкий темп. То же самое происходило и в борьбе за первое место – машина Хэмилтона была очевидно быстрее, несмотря на то, что его шины проехали на семь кругов больше, но он ни разу всерьёз не угрожал Ferrari Себастьяна Феттеля. Тем не менее, совершенно ясно, что самая быстрая машина сейчас у Mercedes.
В следующие две недели мы намного больше узнаем о том, какой должна стать Формула 1 в 2021 году, и, учитывая столь небольшое число обгонов, несмотря на три зоны DRS, новый регламент должен включать в себя существенные изменения в аэродинамике, чтобы было проще преследовать соперника. Мы не хотим огромного числа обгонов на каждом круге, это походило бы на футбольный матч с баскетбольным счётом. Мы хотим по-прежнему наслаждаться храбростью и мастерством пилотов, только чаще. Мы не можем оставить все обгоны Риккардо.
Было приятно видеть, что McLaren демонстрирует неплохой темп и уверенно держится на пятом месте, но команда, и особенно Алонсо, очень реалистично оценивали объём работы, который команде ещё предстоит сделать. Без двойного схода Haas и получения такого же преимущества в режиме виртуального автомобиля безопасности, как и в случае Феттеля, он был бы девятым. Но гоночный темп относительно других представителей средней группы оказался неплохим. Посмотрим, как много команд окажется в этой группе в нынешнем году.
Лидирование Ferrari и в личном зачёте, и в Кубке конструкторов, совсем не то, чего я ожидал после зимних тестов и первых сессий в Австралии. Поздравляю их с этим. Скоро нас ждут Бахрейн и Китай.