Бывший гонщик Формулы 1, эксперт BBC Джолион Палмер о столкновении Макса Ферстаппена и Даниэля Риккардо во время гонки в Баку...
Драматичное столкновение гонщиков Red Bull Racing в Баку – следствие паритета в команде, которого нет в Mercedes и Ferrari. Похоже, в двух топ-командах есть «первый» и «второй», хотя в контрактах это и не записано. В Red Bull Racing иная ситуация, и инцидент в Баку обнажил масштаб назревающей проблемы.
В Red Bull Racing идет сражение двух очень талантливых гонщиков – некоторые даже считают, что это лучшая пара пилотов в чемпионате. Но это автоматически приводит к росту напряженности, поскольку каждый из них старается доказать своё превосходство.
Ферстаппена считают "золотым мальчиком" Red Bull Racing. После серии потрясающих выступлений в конце прошлого года он получил выгодный многолетний контракт, а Риккардо – нет. Австралийцу должно быть обидно – в команде считают, хоть не признают этого публично, что Ферстаппен – их главная надежда, и они хотят его удержать.
Я уверен, что в Red Bull Racing хотели бы оставить и Риккардо, особенно после победы в Китае, но они оставили дверь открытой на случай, если он захочет уйти. Его будущее – одна из главных тем для разговоров в этом году.
В Баку Риккардо и Ферстаппен боролись за четвертую и пятую позиции. Ни один из них не мог бы добиться более высокого результата, если бы не проблемы у соперников или какой-нибудь инцидент. И команде было всё равно, кто из их гонщиков окажется впереди. Это была относительно бесполезная борьба за два очка, но накал страстей в ней оказался нешуточным. Это был поединок двух эго, каждый хотел доказать своё превосходство. Риккардо и Ферстаппен сражались красиво и рискованно, а поначалу и очень здорово.
Тон задавала агрессивность Ферстаппена в начале гонки, точнее, его обгон Риккардо в первом повороте на рестарте. Проблема в том, что потом он уступал темпу Риккардо и сдерживал напарника на протяжении следующих 35 кругов. Многие гонщики на месте Ферстаппена действовали бы осторожнее, особенно учитывая его инциденты в прошлых гонках этого сезона, а также его восьмую позицию в личном зачете и необходимость начать добиваться высоких результатов. Но Макс был столь же агрессивным, как всегда.
Каждый раз, когда Риккардо старался его опередить по внешнему радиусу, Ферстаппен проезжал вперед по внутреннему, поздно тормозил, блокировал колеса и боролся насмерть, чтобы удержать эту четвертую позицию. В какой-то момент между ними произошёл контакт на выходе из первого поворота, где трасса сужается. Им повезло, что в тот момент обошлось.
Агрессивность Ферстаппена объясняется его неуступчивостью. Во всех острых поединках он действует жестко – не всегда правильно, но Макс никогда не боялся поцарапать машину соперника.
Масла в огонь добавила предыдущая гонка в Китае. Тогда Максу было что терять. Он вышел вперед, когда в Red Bull Racing приняли ключевое решение провести пит-стопы, пока на трассе находился сейфти-кар. Но из-за серьезной ошибки и столкновения Макс лишился шансов на победу и был вынужден наблюдать, как Риккардо блестяще выиграл гонку. Любому гонщику обидно видеть, как напарник добивается такого успеха, особенно если знаешь, что должен был оказаться на его месте, и сам виноват, что этого не произошло.
После Гран При Китая все с воодушевлением говорили об обгонах Риккардо и подвергали сомнению мастерство Ферстаппена вести поединки колесо в колесо. В Баку у Макса появился шанс доказать, что он не уступает напарнику. Было здорово наблюдать за поединками между ними. Всякий раз, когда они приближались к первому повороту, я вздрагивал в ожидании контакта. Оба гонщика были настолько готовы и хотели рисковать, что чем дольше это продолжалось, тем больше их столкновение казалось неизбежным.
Судя по всему, решающую роль сыграл обгон Риккардо Ферстаппена на 35 круге по внешнему радиусу в первом повороте. Блестящий манёвр, Даниэль всё сделал наилучшим образом: очень поздно затормозил, не оставив Максу шансов отыграться. Вероятно, Риккардо подумал, что, наконец, подавил напарника. Но после пит-стопа Макс снова оказался впереди. Из-за медленного прогрева резины Даниэль потерял позицию и должен был всё делать заново.
Ферстаппен действовал смело и немного безрассудно, когда жестко боролся с Риккардо на протяжении первых сорока кругов. Но я считаю, Риккардо больше виноват в столкновении и двойном сходе. Обвинять Ферстаппена легко, ведь у него такая репутация. Но вина там почти обоюдная.
Риккардо пытался перехитрить Ферстаппена. Отчасти у него получилось, но затем он выбрал внутренний радиус и максимально приблизился, при этом скорость сближения была настолько высока, что он уже не мог выпутаться. Это произошло в конце двухкилометровой прямой, когда машины развивают самую высокую в сезоне скорость. Вести борьбу на 350 км/ч, когда места настолько мало – это серьезный риск, на который не стоило идти. Там изначально было мало места, а когда Ферстаппен инстинктивно сместился обратно влево, чтобы помешать напарнику, контакт был неизбежен.
С технической точки зрения, Ферстаппен дважды сместился с траектории, чтобы защитить позицию, а это противоречит правилам, где сказано, что гонщик не может менять траекторию более одного раза. В Формуле 1 категорически запрещено смещаться в зоне торможения, поскольку гонщик позади не сможет избежать столкновения.
В этом случае Ферстаппен сместился немного раньше, и это был лишь небольшой шаг в сторону, чтобы перекрыть немного свободного пространства на внутреннем радиусе. Его движение не превышало нескольких дюймов – это не было попыткой переместиться на противоположную сторону трассы, что запрещено в правилах.
Пилотирование Ферстаппена вызывает вопросы, но и Риккардо был слишком настойчив и амбициозен – полностью соответствовал выражению «сделай или умри». В оправдание Риккардо можно сказать, что на него могла повлиять открытая агрессивность напарника по ходу гонки.
В целом, я считаю правильным, что стюарды посчитали это гоночным инцидентом. В конечном счете, виноваты оба гонщика. Риккардо был слишком амбициозен, а Ферстаппен слишком активно оборонялся. Но поскольку эта пара боролась в таком стиле на протяжении 40 кругов, не думаю, что итог этого поединка кого-то удивил.
Возникает вопрос, что в Red Bull Racing будут делать сейчас. Появится ли у них командная тактика или гонщики по-прежнему смогут свободно бороться между собой?
Red Bull Racing стала популярной командой у современного поколения, особенно после появления Ферстаппена. Там выступают два очень талантливых гонщика, возможно, оба будущие чемпионы мира, которые напряженно сражаются между собой за рулем машины, по-прежнему уступающей двум топ-командам доли секунды.
В Red Bull Racing приходится рисковать, чтобы выигрывать гонки. Отличный пример – Гран При Китая, где было рискованно переходить на свежую резину в конце гонки, но в итоге это принесло им победу. Остальные гонщики из лидирующей группы этого не сделали.
Возможно, в любой другой команде стали бы использовать командную тактику ещё до контакта в Баку. И то, что в Red Bull Racing этого не сделали, вызывает восхищение. Они доверяют своим гонщикам и верят, что те будут бороться без инцидентов. В этот раз им пришлось за это расплачиваться, и возможно, прежнего доверия больше нет.
Когда я встретил Кристиана Хорнера после гонки, он был очень рассержен и уже приказал гонщикам вернуться на базу и принести извинения 800 сотрудникам в Милтон-Кинс.
Это было унизительное завершение великолепного поединка, но эти двое молоды, и они обязательно отыграются. В будущем они поборются за титулы, а этот инцидент в Баку будут вспоминать, как пример, когда эпичное сражение дошло до крайности.