Британский эксперт Марк Хьюз рассуждает о том, в чем Ferrari обвинила Pirelli, и к каким последствиям это может привести.
Статус монопольного поставщика резины командам Формулы 1 имеет много плюсов, ведь вы участвуете в чемпионате глобального масштаба, и к вашему бренду постоянно приковано внимание; кроме того, вас не смогут опередить конкуренты из другой шинной компании, а поскольку нет необходимости заниматься дорогостоящими исследовательскими программами, неизбежными в условиях «шинных войн», то расходы можно без особых проблем удерживать на приемлемом уровне.
Если о минусах, то основной, вероятно, связан с тем, что когда всё идёт нормально, вас просто не замечают, но если с резиной что-то не так, вся вина ложится на вас. Более того, когда вы вносите в шины какие-то изменения, ждите обвинений в том, что вы подыгрываете одной из команд, чтобы насолить другой. Именно в такой ситуации оказалась Pirelli в дни испанского гоночного уик-энда, когда впервые применялись шины с более тонким рабочим слоем беговой дорожки, что было сделано, чтобы избежать эффекта пузырения. Но так совпало, что в Барселоне Mercedes вернула себе былую форму, а Ferrari вдруг сдала позиции.
Пузырение проявляется на внешних краях шин в связи с продолжительными нагрузками в быстрых поворотах, когда резина находится под действием очень мощной прижимной силы. Рабочий слой нагревается, тепло аккумулируется, и после определённого температурного порога начинается пузырение. Сочетание высокого уровня сцепления и минимальной деградации, характерного для нового асфальта Барселоны, только усугубляет ситуацию.
Поскольку деградация проявляется слабо, гонщик стремится проехать на одном комплекте как можно больше кругов, желая реализовать тактическую схему, которая позволит преодолеть дистанцию как можно быстрее, а все это только усугубляет перегрев шин. Но если для трасс, для которых характерны высокие скорости и хороший уровень сцепления, уменьшить толщину рабочего слоя резины – в данном случае примерно на 30% – это снижает вероятность перегрева и позволяет избежать пузырения.
В определённых ситуациях бывает, что в затяжных скоростных поворотах аэродинамический обвес машины генерирует избыточную прижимную силу, справиться с которой резина не в состоянии. В своё время, ещё в эпоху атмосферных двигателей, Red Bull Racing часто приходилось сталкиваться с этим явлением, и Себастьян Феттель, выиграв квалификацию, по ходу гонки вынужден был использовать скоростные возможности машины далеко не полностью, чтобы избежать чрезмерного перегрева шин.
Многое указывает на то, что на высоких скоростях Ferrari SF71H развивает больше прижимной силы, чем Mercedes – именно поэтому до последнего времени итальянская машина была в целом быстрее. Кроме того, у Ferrari более мощный двигатель, чем у Red Bull Racing, чья машина также отличается отменной аэродинамической эффективностью. Похоже, что из-за этих факторов весь прошлый уик-энд у Ferrari были проблемы с шинами, ресурс которых расходовался очень быстро. Именно поэтому Mercedes доминировала весь уик-энд, а в гонке Феттель уступил ещё и одному из пилотов Red Bull Racing.
Благодаря более тонкому рабочему слою беговой дорожки новой версии шин Pirelli, температура резины была снижена, что позволило избежать пузырения, однако задние шины Ferrari всё равно нагревались сильнее, чем было нужно для достижения максимальных результатов.
Когда на двухдневных тестах в Барселоне, проходивших на этой неделе, в Ferrari опробовали как привычные шины, так и новые, с более тонким рабочим слоем беговой дорожки, выяснилось, что старая версия шин начинала пузыриться. В Mercedes с такой проблемой не сталкивались, хотя и на их машине резина нагревалась до температур, превышавших оптимальный уровень.
Ситуация приобрела отчётливый политический оттенок, когда Маурицио Арривабене выступил с комментариями, намекая на то, что это в Mercedes давили на Pirelli, настаивая на внесении изменений в резину. Якобы Ferrari проиграла именно поэтому.
«В Mercedes нас ни о чём не просили, – заявил представитель Pirelli, рассерженно реагируя на эти обвинения. – Такая идея появилась, когда мы изучили множество эпизодов, связанных с пузырением, происходивших во время предсезонных тестов. Во многих случаях они касались Mercedes, но это явление в определённой степени наблюдалось и в других командах.
Мы уже применяли более тонкие шины в прошлом, например, в Спа и Монце в 2011 и 2012 гг., чтобы избежать тенденции к перегреву рабочей поверхности. В этом сезоне мы решили сделать то же самое и использовать такую резину на трёх трассах, где уложен новый асфальт. Из-за него уровень сцепления возрос, а деградация осталась низкой, что приводит к перегреву резины, если применять шины со стандартной беговой дорожкой».
Именно поэтому в Pirelli предпочли перейти на резину с более тонким рабочим слоем…