Сингапур – место не только удивительное, но и во многих смыслах странное – даже по меркам азиатских государств. Крошечная страна, расположенная на нескольких островах, примыкающих к Малаккскому полуострову, и зажатая между Малайзией и Индонезией, с преимущественно китайским населением, когда-то была заброшенной колонией, а сегодня имеет одну из сильнейших экономик мира.
Сингапур знаменит множеством странных (на первый взгляд) запретов, касающихся жевательных резинок, употребления пищи на улице, кормления диких животных и т.д. Более того – ещё недавно было запрещено ездить в машине в одиночку после 18:00. То есть, строго говоря, проведение гонки Формулы 1 противоречило закону. При этом штрафы за нарушения чрезвычайно высокие, а наказание неотвратимо – в Сингапуре почти искоренена коррупция. Потому Сингапур нередко называют Fine city, что можно перевести как «Прекрасный город», а можно – как «Город штрафов».
Задокументированная история Сингапура начинается в районе II века н.э., а в III веке он впервые упоминается в китайских хрониках под названием Пулочжун, от малайского Pulau Ujong, «остров в конце». В это время история Сингапура, конечно, была неотделима от малайзийской.
В XII веке Пулочжун превращается в процветающий центр торговли, здесь, как на «нейтральной территории», встречаются китайские и индийские купцы. Но в 1365 году город был разрушен яванской империей Маджапахит и не мог оправиться от этого поражения на протяжении четырёх веков. В XV веке он входил в состав малайского султаната Джохор, а в XVI о городе впервые узнают европейцы – участник кругосветного путешествия Магеллана, Антонио Пигафетта, упоминает его под названием Сингапола.
Название Сингапур переводится как «город льва» и произошло от малайского singa (лев), заимствованного от санскритского siMha с тем же значением, и санскритского pura (город). О том, почему он так называется, известно мало, но в самом Сингапуре по этому поводу существует легенда, по которой имя городу дал принц Санг Нила Утама, встретивший в джунглях льва. Принц достал меч и приготовился к бою, но, посмотрев друг другу в глаза, лев и принц разошлись, не причинив друг другу вреда. Впрочем, львы на территории Сингапура никогда не водились.
По другой легенде, город основал Шри Три Буана – потомок махараджей Шривиджая. Он попал в кораблекрушение возле острова и увидел существо с туловищем рыбы и головой льва, защищавшее местных жителей. Существо называли Singa-Laut, или в английской транскрипции Merlion (от mer – море, lion – лев; неправильно, однако, переводить его как «морской лев» – более корректный перевод: «рыба-лев»). В честь него город и был назван «городом льва», а Мерлайон с тех пор – символ города.
В XVII веке город снова пострадал от войны – на этот раз он был уничтожен в ходе португало-малаккского противостояния. Ещё полтора столетия он находился в упадке, пока в начале XIX века в регион не пришли британцы. Ост-Индская компания принесла юго-восточной Азии немало бед, но для Сингапура стала источником его процветания.
В те времена почти всеми землями тут владели Нидерланды, а британцы хотели заполучить собственный плацдарм. В 1818 году после некоторых поисков служащий британской Ост-Индской компании Стэмфорд Раффлз обнаружил подходящий остров, с естественной гаванью, запасами воды и дерева, а главное – не занятый голландцами.
Британцам понравилось расположение острова Сингапур, лежащего на пересечении торговых путей, в том числе не только из Малайзии и Индонезии, но и из Китая. Формально остров по-прежнему входил в состав Джохора, султан которого, Абдул Рахман, контролировался голландцами, а те, конечно, никогда бы не согласились отдать Сингапур Великобритании.
Но, как нередко бывало в те времена, ситуация с правами на престол оказалась запутанной. Когда в 1812 году, после полувекового правления умер его отец, Махмуд Шах III, главным претендентом на трон считался старший из сводных сыновей, Хусейн Шах. Однако он на момент смерти отца находился в Паханге (султанат в центре Малаккского полуострова), куда отправился жениться, и в результате внутренних интриг в короткие сроки Абдул Рахман был коронован, а его брат с тех пор находился в изгнании.
Чтобы на «законных» основаниях завладеть островом, англичане тайно привезли Хусейна в Сингапур, провозгласили султаном Джохора и назначили ему содержание в 3000 малайских долларов в год. В обмен Хусейн Шах должен был позволить им построить на Сингапуре порт. Договор между ними был подписан 6 февраля 1819 года. В том же году началось строительство порта в гавани Сингапура, впоследствии превратившегося в один из самых знаменитых городов мира.
Действия англичан не понравились голландцам, они даже начали готовить военную операцию, но ещё одна война никому не была нужна, так что сторонам удалось уладить ситуацию дипломатическим путём. Взамен Сингапура и некоторых индийских колоний, голландцы получили полный контроль над Суматрой.
Сингапур быстро рос и развивался – уже в 1820-х годах он превратился в один из крупнейших азиатских портов. Постепенно начало качественно меняться население страны – местных малайцев всё больше и больше вытесняли китайцы и выходцы из Индии.
Во время второй мировой войны Сингапур, как и соседняя Малайзия, был оккупирован японскими войсками. После окончания войны встал вопрос о статусе территории. Соседние Пинанг и Малакка вошли в Малайский союз, а Сингапур превратился в «королевскую колонию». На протяжении нескольких лет британцы пытались организовать тут какое-то подобие демократии, но не потеряв власть над городом – и то, и другое у них вышло плохо. Уже в 1955 году лояльная британской короне Сингапурская прогрессивная партия с треском проиграла выборы.
В 1959 году Сингапур был провозглашён «автономным государством» в составе Британского Содружества, в стране появилась подлинная демократия. Руководство страной было передано кабинету министров, назначаемому Законодательной ассамблеей. В том же году первым премьер-министром страны стал лидер партии «Народное действие» Ли Куан Ю – человек, сыгравший ключевую роль в «экономическом чуде» – превращении Сингапура в одну из богатейших азиатских стран.
Однако в конце 50-х - начале 60-х до этого ещё было далеко. Страну сотрясали политические кризисы и скандалы, а экономика оказалась отсталой и зависимой от ближайших соседей – в первую очередь от Малайзии. Как следствие, в 1963 году Сингапур вошёл в состав Малайской федерации, что и привело к созданию Малайзии.
Этот «брак», однако, продлился недолго. После объединения стран Ли Куан Ю и его партия ясно продемонстрировали, что их амбиции простираются далеко за пределы «домашнего» региона, они стали серьёзной угрозой для малайзийских политических сил. Так что уже в 1965 году малайзийский парламент сам проголосовал за исключение Сингапура из федерации. Так что 9 августа Сингапур, наконец, обрёл полную независимость.
Такое развитие событий стало неожиданностью даже для самих сингапурцев. Страна находилась в сложном экономическом положении, никаких ресурсов у неё не было – даже воду приходилось покупать в Джохоре. Не хватало жилья, безработица превышала 10%, а 40% населения было неграмотным. К тому же два ближайших соседа страны, Малайзия и Индонезия, воевали между собой, что грозило Сингапуру оккупацией. Наконец, в стране процветала коррупция и преступность.
Однако Ли Куан Ю, будучи сингапурцем китайского происхождения, получил блестящее образование в Лондоне и Кембридже и с жаром взялся за дело. Он постарался обеспечить стране максимум инвестиций, для чего радикально снизил налоговые и таможенные платежи, либерализировал экономическое законодательство. «Мы приветствовали каждого инвестора, просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь начать производство», – писал позже Ли Куан Ю. И вскоре многие мировые гиганты индустрии электроники разместили тут свои производства. За ними потянулись и нефтяники – Сингапур стал третьим крупнейшим центром нефтепереработки в мире.
Кроме того, Ли Куан Ю умело использовал выгодное географическое расположение острова, делая всё, чтобы превратить его в транзитный пункт между Востоком и Западом. Значительную роль сыграло нежелание Ли Куан Ю ставить культурные интересы выше экономических. Потому из четырёх государственных языков Сингапура – английский, путунхуа (китайский), малайский и тамильский – наиболее широкое распространение получил английский. Законодательная система тоже была унаследована от англичан. Всё это, в свою очередь, стало большим преимуществом Сингапура как транзитного города для европейских и американских компаний. Как следствие, бурно развивалась торговля и туризм, что позволило победить безработицу.
Модернизация страны сопровождалась серией политических протестов, которые жёстко подавлялись правительством. Некоторые из политических оппонентов Ли Куан Ю провели в тюрьмах много лет без суда и следствия. Но, справедливости ради, стоит заметить, что столь же суров Ли Куан Ю был и по отношению к своим соратникам, уличённым в преступлениях. Лидер Сингапура пресекал любые намёки на клановость – в тюрьмах оказывались даже его ближайшие друзья и родственники, если были заподозрены в коррупции.
В результате в стране удалось практически полностью искоренить коррупцию, хотя даже сам Ли Куан Ю признавал её одной из характерных черт азиатского образа жизни. На момент обретения независимости коррупция была одной из главных проблем Сингапура, а сегодня страна входит в тройку наименее коррумпированных в мире. Стал всемирно знаменитым «рецепт» Ли Куан Ю по борьбе с коррупцией: «Начните с того, что посадите трёх своих друзей. Вы точно знаете за что, и они знают за что». Эти слова были шуткой лишь отчасти.
В 1990-м Ли Куан Ю ушёл в отставку, передав управление страной Гу Чок Тонгу. Тот вёл гораздо более либеральную политику, но успехам страны это не помешало. Сингапур стал богатейшей страной, в которой расположены производства многих транснациональных корпораций. Морской порт Сингапура входит в четвёрку крупнейших в мире (наряду с Гонконгом, Роттердамом и Шанхаем), а Международный аэропорт Чанги – наиболее используемый во всей Азии. В последние годы Сингапур превратился и в крупнейший финансовый центр, конкурирующий по размещённым активам со Швейцарией.
В 2004 году очередным, третьим премьер-министром Сингапура стал Ли Сянь Лун, старший сын Ли Куан Ю. Он провёл ряд реформ, многие из которых были направлены на повышение туристической привлекательности Сингапура. Ли Сянь Лун легализовал игорный бизнес и начал активно использовать для продвижения страны большой спорт – в частности, он сделал всё, чтобы вернуть в страну Гран При.
Почему «вернуть»? Потому что первые гонки серии Гран При проходили в Сингапуре ещё при его отце, с 1961 по 1973 годы. Причём, как мы уже рассказывали в материале про Малайзию, гонке на городской трассе Thomson Road принадлежит уникальное достижение: она стала первым соревнованием такого уровня и для Малайзии, и для Сингапура.
С 1966 года, после отделения от Малайзии, гонка получила название Гран При Сингапура и проводилась по Формуле Libre. Впрочем, европейские гонщики стартовали тут нечасто, а после смертельных инцидентов в 1972 и 1973 годах Гран При Сингапура прекратил существование. Но, как мы сейчас знаем, не навсегда.