В традиционной авторской колонке бывший пилот Формулы 1, эксперт BBC Sport Джолион Палмер предложил свой рейтинг лучших гонщиков по итогам сезона...
Финал сезона Формулы 1 в Абу-Даби во многом перекликался с тем, что мы увидели по ходу сезона. Драматичные события на старте, несколько любопытных моментов в середине гонки и интересный финал, который потерял интригу за несколько кругов до финиша, когда Себастьян Феттель не смог побороться с Льюисом Хэмилтоном за победу. По борьбе на трассе сезон получился великолепным, три лучших на мой взгляд гонщика были в отличной форме – в том числе в Абу-Даби.
Прежде всего, я говорю о действующем чемпионе мира – Льюисе Хэмилтоне. Что за сезон у него был! И как он его закончил в Абу-Даби! Раньше, завоевав титул, он никогда не выигрывал оставшиеся до конца сезона гонки, а в этом году завоевал поул и победы в двух последних гонках сезона, в которых он безоговорочно доминировал.
Его победа в минувшее воскресенье стала одной из недооцененных. Опередив напарника в борьбе за поул всего на 0,15 секунды, он совершил ранний пит-стоп – казалось, в Mercedes поступили слишком смело. Но это у Боттаса после пит-стопа возникли проблемы, и он откатился назад, а Хэмилтон полностью контролировал ситуацию, в итоге опередив стартовавшего рядом с ним напарника почти на 50 секунд.
Сравнение Хэмилтона и Боттаса в этом году шокирует. Первую половину сезона они провели почти на равных, но чувствовалось, что Льюис сильнее. Но потом Хэмилтон разгромил напарника. После переломного момента в Сильверстоуне он выиграл восемь из 11 гонок. За это время Боттас всего четыре раза поднялся на подиум и за весь год не выиграл ни одной гонки, уступив в итоге напарнику 161 очко. Боттас – сильный гонщик, но эта статистика подчеркивает, насколько хорош Хэмилтон в этом году.
Второе место в моём рейтинге занимает Макс Ферстаппен. Он талантлив и невероятно быстр, но может погорячиться и наделать ошибок. Нет сомнений – в этом году он стал сильнее.
Ферстаппена много критиковали после этапа в Монако, где он разбил машину на тренировке и стартовал из глубины пелотона. Эта ошибка стала последней в череде его промахов в первых Гран При, когда он был быстр, но часто ошибался и попадал в инциденты. Потом Макс сумел переломить ситуацию. В пяти финальных гонках сезона он поднимался на подиум, в том числе выиграл гонку в Мексике, должен был победить в Бразилии и отыгрался с 18 места на второе в Остине. Всё это показывает, на что он способен в этом году.
Закончить сезон на четвертом месте, уступив Кими всего два очка – это потрясающее достижение, учитывая, как для него всё начиналось, а также недостаточно быструю машину Red Bull Racing, особенно в середине сезона.
В минувшее воскресенье Макс провёл ещё одну отличную гонку, отыгрался после неудачного старта, из-за которого оказался в конце десятки. Он показал свою агрессивность в борьбе с Эстебаном Оконом из Force India в начале гонки, а затем – с Боттасом, допустив небольшой контакт с обоими. Он по-прежнему рискует, а это не лучший вариант, если сражаешься за титул, но сейчас Ферстаппен гораздо чаще всё делает правильно, чем в начале сезона.
Третье место в моём рейтинге занимает Шарль Леклер – тот, кто в следующем году станет напарником Себастьяна Феттеля в Ferrari. Шарль великолепно провёл уик-энд в Абу-Даби, уверенно квалифицировался в десятке, а в начале гонки поднялся на четвёртое место, опередив Даниэля Риккардо в честной борьбе. В Sauber слишком рано провели пит-стоп, и в итоге большую часть гонки монегаск провёл в трафике, но продемонстрировал впечатляющее мастерство и отличный темп.
После великолепного выступления в Формуле 2 в прошлом году, Леклер чувствовал огромный прессинг, дебютируя в качестве участника молодежной программы Ferrari в команде Sauber, переживавшей непростой период. Но для дебютанта он выступал стабильно, допустил мало ошибок, не считая пары неуверенных выступлений в первых гонках. В этом году в Sauber добились серьёзного прогресса, и я уверен, что в основном это связано с тем, что Леклер мотивировал команду и добивался от машины максимума.
Надеюсь, эти три гонщика поборются между собой в следующем году, ведь каждый из них будет выступать в топ-команде. В конце сезона, когда за победы сражались три машины, это придало масштабность каждой гонке, сделали их интереснее.
Шансы Ферстаппена в следующем году во многом зависят от успешности нового партнерства между Honda и Red Bull Racing, расставшейся с Renault после 12-летнего сотрудничества. У Red Bull Racing отличное шасси. Это видно по тому, что в этом году они выигрывали гонки, хотя их моторы серьёзно уступали в мощности Mercedes и Ferrari.
Если в Honda докажут, что их двигатель лучше Renault, как на то надеются в Red Bull Racing, они станут серьезным соперником, особенно, если Ферстаппен продолжит выступать так же, как в последних гонках.
В следующем году Леклер за рулем Ferrari может стать серьезной угрозой. Это радует меня больше всего. Считается, что он станет «вторым номером» рядом с Феттелем, но есть вероятность, что он опередит Себастьяна, начнет побеждать и даже поборется за титул. Я уверен – Феттель опасается его появления в команде, особенно после опыта с Даниэлем Риккардо в 2014-м, когда молодой австралиец покачнул сложившуюся расстановку сил.
Что касается Хэмилтона, сейчас он в отличной форме, его поддерживает команда, он наслаждается гонками больше, чем когда-либо. Его будет сложно остановить в 2019-м, но две другие звезды этого сезона сделают всё возможное.
Напоследок мне хотелось бы сказать несколько слов о ещё одной звезде 2018 года и Формулы 1 в целом. Фернандо отлично провёл сезон в команде McLaren, которую продолжают преследовать проблемы.
В последний момент он пробился в десятку в личном зачете и смог едва ли не в одиночку завоевать для McLaren шестое место в Кубке конструкторов – это впечатляющее достижение, ведь её машина часто бывала последней или предпоследней по скорости. Если ему удалось опередить Стоффеля Вандорна с разгромным счётом 21-0 в квалификациях, значит, он по-прежнему в отличной форме. Как и Боттас в Mercedes, Вандорн – не последний гонщик в автоспорте, но в этом году его представили никчёмным, так что он был вынужден покинуть Формулу 1.
Формуле 1 будет не хватать Алонсо. Это один из величайших гонщиков, и лично мне было приятно с ним бороться в 2016-2017 годах. Он пострадал от политики вне трассы и неудачных решений в Формуле 1. И если говорить о карме, то ему обязательно воздастся в 2019-м, когда он постарается завоевать «тройную корону», добавив к своим достижениям в Ле-Мане и Формуле 1 победу в Indy 500.